На фоне продолжающейся в мире пандемии коронавируса встает вопрос, как ситуация с COVID-19 повлияла не только на глобальный порядок, но и на людей в нашей стране

Переживет ли российское общество коронавирусную инфекцию

Вендель Диттерлин Младший. Шествие безобразных фигур. 1615
Вендель Диттерлин Младший. Шествие безобразных фигур. 1615
Вендель Диттерлин Младший. Шествие безобразных фигур. 1615

Как только начали вводиться ограничительные меры в отношении предприятий и граждан, из каждого утюга посыпались разговоры о том, что гибнет бизнес и ему срочно нужна государственная помощь. Безусловно, если люди остаются без работы и средств к существованию — это трагедия. Совсем не являюсь сторонником «невидимой руки рынка», да и социального дарвинизма в целом. Однако удивительно слышать призывы к государству о спасении бизнеса от тех, кто совсем недавно, будучи на коне, всячески гнал любые формы государственного регулирования из «свободного рынка». Налицо двойной подход: гешефт идет — государство не нужно (а даже и вредно!), а как началась сложная ситуация — так пусть государство и спасает. Причем неоднократно наблюдал поведение работодателей и предпринимателей в кризисных для экономики обстоятельствах: за потери прибыли расплачивался, как правило, не владелец бизнеса, который, казалось бы, должен нести и риски, а простой наемный работник. И сейчас можно это же самое пронаблюдать — людей отправляют в отпуск без содержания на время режима самоизоляции, кому-то просто урезают зарплаты, кого-то сокращают совсем.

При этом четко видна позиция — «не бизнес для людей, а люди для бизнеса». Мне не доводилось сталкиваться с тем (хотя наличия подобных случаев я не исключаю), как владелец компании или предприятия продавал бы свой личный дорогой автомобиль, чтобы спасти свой бизнес. А случаи, когда в кризисной ситуации эти самые дорогие автомобили покупались, — видел неоднократно. Это не парадигма классического национального капитализма, когда владелец предприятия может сам жить достаточно скромно, но развивает свое начинание и вкладывает в него деньги. Сейчас на место таких условных Фордов пришли рвачи, не мыслящие стратегически, живущие одним днем. Поэтому и рефлекс условный понятен: грядут тяжелые времена — надо рвать, пока можно.

Собственно, часть особо предприимчивых граждан и начала в кризисной ситуации наживаться — тут и спекуляции медицинскими масками, и взвинчивание цен на продукты питания. Но ведь не государство же навязывает коммерсантам такое поведение!

Идея достижения личного комфорта любой ценой проявилась на всех уровнях, от самого высшего до низшего. И аморальность отечественного предпринимательства уже не кажется странной.

В постсоветское время отказались от воспитания настоящих граждан, от какой-либо великой цели, да и от социальных обязательств тоже. Мещанин с его интересами стоит во главе угла. Собственно, почему проявлениям того же самого мещанства не проникнуть во все сферы бытия?

Этим можно объяснить и отсутствие жестких, но действенных мер по борьбе с эпидемией — так неохота отказываться от комфорта, столь привычного и желанного! Казалось бы, если мы имеем дело именно с эпидемией, то зачем людей отпускают сидеть дома под честное слово? Очевидно, что в современном обществе это ни к чему хорошему не приведет. Ведь желание комфорта, помноженное на приоритет личного над общим, явно не совместимо с напряженной борьбой и даже с самоограничением ради нераспространения болезни.

Этим можно объяснить и спекуляции — ведь «ковать железо, не отходя от кассы» почетно, раз главное — благополучие. Этим можно объяснить и гулянки обычных праздных граждан с выездами на шашлыки — ведь если нет работы, нужно развлекаться! А что иначе делать, если цели высокой и общей попросту нет?

Апелляции к патриотизму ради патриотизма в данном случае мало действенны. Они хорошо объединяют народ на каком-либо историческом подъеме, либо при наличии конкретного внешнего врага. В условиях, когда врагом объявлен некий вирус, опасность которого явно не для всех очевидна, объединиться против «общей угрозы», как-то ограничить себя ради общего блага — не выходит. Это не ситуация, когда на страну нападает враг, бомбит города и убивает людей. Угроза и не очевидна, и непонятна, и всегда есть шанс, что «пронесет». На этом уже набили свои шишки европейские страны — уже и итальянцы, и французы признали, что сначала попросту не оценили всю серьезность ситуации и не хотели нарушать привычный для миллионов людей порядок вещей.

Стоит отметить, что серьезным испытанием в России пока не пахнуло — последствия простоя предприятий аукнутся позднее, эпидемия еще не развернулась во всю ширь. Однако уже понятно, что система не готова к серьезным нагрузкам, и не понятно, способна ли она перенести их в принципе. Да и не только система, но и простые люди, что опять же видно по их отношению к происходящему.

Где-то году в 2014/2015-м я обращал внимание на шапкозакидательские лозунги в стиле «да мы 90-е пережили, никакие санкции нам не страшны». В принципе, подобный оптимизм, конечно же, наблюдать приятно, но какое за ним на самом деле кроется содержание? Серьезный кризис пока не наступил по-настоящему, а уже слышен вой. Потому что привычный порядок вещей нарушен, пришлось жертвовать частью своих мещанских радостей и комфортом. Ведь как: по улицам не послоняться, не попутешествовать, в кабак не сходить, в конце концов!

Но добавлю, что, наблюдая за происходящим за окном, ряд сограждан смелеет и начинает все же выходить на привычные моционы (в моем регионе пока не наблюдается бурного роста числа заболевших COVID-19). При этом часть людей честно признаются: нет мочи сидеть дома, скучно и нечем заняться. И это — в эпоху цифровых технологий, когда доступно бессчетное количество книг, фильмов, обучающих курсов и так далее. Да понятно же, почему при таком изобилии скучно! Уже существует привычка, что жизнь делится на работу и отдых от работы. Причем отдых наиболее простой и непритязательный.

Выяснилось, что если изъять такой фактор, как работодателя различной степени строгости и честности, выжимающего соки из работника, а при этом отнять привычные кафешки и досуг, то заняться чем-то другим не получится вовсе. Казалось бы, столько свободного времени, его можно посвятить чему-то полезному… Но все уходит в никуда. Не удивлюсь, если в стране повысится и уровень психических расстройств у населения, потому что оказаться наедине со скукой и самим собой на фоне постоянно идущего потока новостей о неведомой угрозе — для современного человека может быть серьезным испытанием.

Все вышеперечисленное заставляет задуматься: выдержат ли система и общество заданную нагрузку? Уже становится понятно, что мир сдвигается в каком-то ином, нежели ранее, направлении. И останется ли нам место в этом мире, если система и народ не найдут ответа на вызов времени?