Может ли отставка Топилина быть первым шагом к отмене пенсионной реформы?
Вечером 11 февраля в газете «Коммерсантъ» появилась информация о том, что глава Пенсионного фонда России (ПФР) Максим Топилин покинул свой пост. 12 февраля информацию подтвердило правительство России, сообщив, что Топилина заменит Андрей Кигим — глава Фонда социального страхования (ФСС).
Главой ПФР Топилин стал в январе 2020 года, а до этого он занимал пост главы Минтруда. Но с вопросом пенсий он был связан гораздо дольше и теснее. Именно Топилин был одним из авторов пенсионной реформы 2018 года, после которой наши сограждане будут уходить на пенсию на 5 лет позже.
О самой планирующейся пенсионной реформе стало известно в июне 2018 года, когда в Государственную думу по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева был внесен соответствующий законопроект. Он предусматривал постепенное повышение пенсионного возраста для большинства граждан России начиная с 2019 года.
Авторы инициативы обуславливали ее демографическим кризисом в стране, который якобы и привел к дефициту ПФР. Президент страны Владимир Путин заявил, что если не провести реформы и оставить финансирование фонда из бюджета, то прочности существующей пенсионной системы хватило бы на 7–10 лет.
Однако граждане страны не согласились с аргументами в пользу реформы и отнеслись к инициативе с резким неодобрением. За первые две недели, по опросам «Фонда общественное мнение», Путин потерял 14 процентных пунктов поддержки (рейтинг снизился с 62% до 48%), при этом больше половины респондентов прямо указали, что на их отношение к властям повлияли именно новости о повышении пенсионного возраста.
Согласно исследованиям с прямым вопросом об отношении к пенсионной реформе, которые проводились с июня по сентябрь 2018 года, от 75% до 92% респондентов сообщили о своей негативной оценке грядущего повышения пенсионного возраста.
При этом массовое недовольство граждан практически не вылилось в активную уличную протестную деятельность. Акции проходили во множестве городов страны, но число их участников было невелико относительно масштаба проблемы и уровня общественного возмущения. Самый крупный митинг состоялся 28 июля в Москве. Мероприятие было организовано КПРФ, и на него вышли менее 15 тысяч человек.
По мнению политолога Сергея Кургиняна, именно отсутствие массового протестного движения стало одной из главных причин принятия пенсионной реформы. Он утверждает, что достаточно было одной-двух сотен тысяч москвичей, вышедших на мирный согласованный митинг, чтобы повышение пенсионного возраста было отменено.
Одну из самых масштабных акций против пенсионной реформы провело движение «Суть времени». За два месяца его активистам удалось собрать более миллиона «живых» подписей людей под обращением к президенту с требованием не принимать пенсионную реформу. Все подписи были 25 сентября переданы в администрацию президента.
Однако 3 октября закон был принят, невзирая на позицию подавляющего большинства граждан страны. После этого протестная активность резко снизилась. Движение «Суть времени» осталась практически единственным политическим субъектом, который продолжил в различных активных формах выражать свое несогласие с реформой.
В основном протестные акции проводились в «День людоеда» — 3 числа каждого месяца, в память о дате принятия закона. Помимо пикетов, по всей стране была организована серия круглых столов и конференций, на которых эксперты (экономисты, демографы, медики) высказывались о проблемах, привнесенных пенсионной реформой. Активисты движения продолжают проводить протестные акции в этот день.
Содержательного ответа на свое обращение, под которым подписались более миллиона граждан страны, движение так и не получило. Вопрос об отношении к этим подписям подняли журналистки нашего агентства на пресс-конференции президента в декабре 2018 года, развернув большой баннер, однако ведущий мероприятия его проигнорировал.
Видимо поняв, что изменить отношение народа к повышению пенсионного возраста агитацией не удастся, власть перешла к другой тактике — практически полного умолчания. Так, в подробном отчете о работе правительства за 2018 год, представленном в Госдуме 17 апреля 2019 года, премьер-министр Медведев посвятил реформе ровно одно предложение, объяснившее «изменения параметров системы» стремлением «увеличить доход пенсионеров». Во время прямой линии с президентом в июне 2019 года Путин ничего не сказал про саму реформу, ограничившись заявлением, что «обеспечение пенсионеров нормальным доходом — это один из приоритетов государства».
Оценивая состояние пенсионной системы за 2019 год, аналитики Счетной палаты заявили, что «принимаемые в последние годы меры по совершенствованию пенсионной системы так и не позволили достичь приемлемого для достойной жизни пожилых граждан уровня пенсионного обеспечения».
В самом обществе отношение к пенсионной реформе с течением времени не улучшилось. Ее продолжают негативно воспринимать как те, кого она коснулась напрямую, так и молодое поколение, которому до пенсии далеко. Слыша о новых непопулярных решениях власти, люди постоянно вспоминают о пенсионной реформе. В связи с этим большое удивление вызвало предложение Медведева о возможной перспективе сокращения рабочей недели до четырех дней. В контексте пенсионной реформы это прозвучало странно, так как необходимость восполнить нехватку трудовых ресурсов называлась в числе главных причин проведения реформы.
Летом 2019 года активисты «Сути времени» провели масштабный социологический опрос, посвященный отношению граждан к прошедшей пенсионной реформе. В нем приняли участие более 80 тысяч человек. Опрос показал, что общество продолжает крайне негативно относиться к проводимой реформе — 83% респондентов заявили об отрицательном отношении к пенсионной реформе. При этом в рамках анализа результатов опроса не удалось обнаружить ни одной широкой страты общества, которая поддержала бы реформу. Отдельные категории граждан относятся к ней менее негативно, чем остальные, но во всех стратах более 50% опрошенных заявили о неприемлемости повышения пенсионного возраста.
Еще одним важным результатом исследования стало то, что 85% опрошенных заявили, что считают отношение власти к народу неприемлемым. По результатам анализа опроса можно сказать, что в обществе начался заметный процесс отпадения народа от государства.
Прошедшее время лишь слегка смягчило отношение граждан к пенсионной реформе, но, по большому счету, оно осталось все таким же негативным. Очевидно, что эта тема еще не раз будет всплывать по ходу предвыборной кампании в Государственную думу, ведь в сознании народа принятие реформы накрепко привязано к партии «Единая Россия», которая в полном составе (за исключением единственного депутата, который позже объяснил свои действия ошибкой при нажатии на кнопку) проголосовала за законопроект.
Вне зависимости от истинных причин отставки Топилина, в обществе она будет воспринята как «расплата» за авторство пенсионной реформы. Но ситуацию невозможно исправить полумерами вроде отставки одного из авторов законопроекта с поста главы Пенсионного фонда. Однако это действие может стать хорошим первым шагом к открытому признанию властью полной ошибочности пенсионной реформы и ее отмене.