Взаимные оскорбления бойцов смешанных единоборств (ММА) и бокса на Западе стали фактически традицией подготовки к бою и способом получить желаемый бой. В России эта традиция встречает серьезное сопротивление со стороны как бойцов, так и болельщиков

Чай, не Запад. Трэштокинг с трудом приживается в российских единоборствах

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Трэштокинг
Трэштокинг

Трэштокинг (trash talking) — взаимные оскорбления бойцов перед боем ради привлечения внимания к нему. Это явление в мировом спорте не новое, но в России пока еще не прижившееся.

Профессиональные бойцы получают долю от продаж билетов, телевизионных трансляций и рекламы, поэтому заинтересованы в увеличении количества зрителей даже за счет скандалов. Традиция словесных нападок вышла из боксерского сообщества. Во второй половине нулевых годов это явление было привнесено в смешанные единоборства (ММА).

В России публичное заявление принято воспринимать серьезно. Среди бойцов смешанных единоборств очень велика доля выходцев с Кавказа, где к сказанным словам относятся так же, как к поступкам. Этот подход делает невозможным прямое применение трэштокинга в России.

На западе для привлечения внимания к бою создают видимость конфликта. Проводится целая рекламная кампания, создается ощущение, что это не спортивное соревнование, а личная вражда. Иногда таким образом бойцу удается повлиять на руководство организации и через скандал получить нужного противника.

Трэштокинг имеет свои неписанные правила. Бойцы оскорбляют друг друга перед боем, плохо отзываются о навыках противника, но только до начала схватки. После боя казалось бы непримиримые противники прекращают противостояние.

Объектом нападок обычно является только сам противник. Высказывания в адрес его друзей или родственников считаются плохим тоном.

Признанный мастер трэштока — американец Чел Сонен. Он выступал в UFC, крупнейшей в мире организации ММА. Знаток единоборств, он умело подбирал факты о противнике и выставлял его в невыгодном свете.

На пресс-конференциях и на взвешивании перед турниром противники готовы были начать драку с Соненом. Взаимная неприязнь выглядела настоящей, но после окончания боя от вражды не оставалось и следа. Независимо от победы или поражения Сонен готов был обняться с противником и заявить, что конфликт исчерпан.

Другой одиозный боец ММА Ник Диас из США в интервью говорил, что все конфликты в UFC раздуваются искусственно ради привлечения зрителей. При этом сам он активно скандалит, иногда доходя до рукоприкладства.

Бойца UFC Колби Ковингтона называют бойцом без фанатов за то, что он оскорбляет всех вокруг. Не только противников, как Сонен, а бойцов из других весовых категорий, болельщиков. Если Сонен подмечает слабые места в технике, низкий уровень оппонентов критикуемого бойца, то Ковингтон на публике переходит на личности.

Один из болельщиков ММА встретил Ковингтона в непубличной обстановке, задал ему какой-то вопрос и получил вполне вежливый и полный ответ. На удивленное замечание болельщика: «Я думал, ты другой» Ковингтон ответил: «Вежливость не продает».

Для американских и английских бойцов слова мало значат. Оскорбления лишь обозначают наличие «конфликта». Впрочем, иногда неприязнь между бойцами бывает и настоящей. Отличить настоящую вражду от выдуманной довольно трудно. И болельщики, и спортсмены играют в игру.

При столкновении западной традиции трэштокинга с российскими представлениями о должном возникает напряжение. В России, особенно на Кавказе, слова воспринимаются всерьез. Отечественные спортсмены и болельщики часто не делают различий между словом и делом.

В 2016 году российский боец Хабиб Нурмагомедов решил поиграть по западным правилам и назвал ирландца Конора Макгрегора «chicken» (буквально — «цыпленок», в переносном значении — «трус»). Друг Конора Макгрегора, ирландский боец российского происхождения Артем Лобов, воспринял все негативные подтексты слов Нурмагомедова и озвучил их публично, попутно оскорбив Нурмагомедова. Так началась ссора, имевшая очень серьезные последствия.

В декабре 2016 года Артем Лобов приехал в Москву. В одном из клубов, где он отдыхал с коллегами, болельщики Хабиба Нурмагомедова потребовали от Лобова извинений за словесные оскорбления, нанесенные их кумиру.

Расул Мирзаев, присутствовавший рядом, попытался погасить конфликт. Затем вмешалась охрана клуба. Драки удалось избежать.

Читайте также: Опубликовано видео нападения на Расула Мирзаева в 2016 году

Спустя несколько дней, в ночь на 31 декабря 2016 года трое неизвестных вошли в квартиру Мирзаева, жестоко его избили и трижды выстрелили в него из травматического пистолета.

Спустя более чем год, весной 2018 года шла подготовка к бою Хабиба Нурмагомедова и Конора Макгрегора. Вражда, начавшаяся с обычного трэштокинга, вспыхнула с новой силой. Нурмагомедов со своей командой встретил Лобова в гостинице в США и потребовал от него извинений за словесные оскорбления. Беседа прошла напряженно, но без травм.

Несколько дней спустя Конор Макгрегор устроил перфоманс с нападением на автобус, где находились спортсмены после пресс-конференции к очередному турниру. Макгрегор с друзьями выкрикивал оскорбления в адрес Нурмагомедова и даже бросил грузовую тележку в автобус.

В интернете Макгрегор нарушил неписанные правила трэштока и оскорбил отца Нурмагомедова, что вызвало крайнее возмущение российского бойца, его команды и болельщиков.

Осенью 2018 года это возмущение вылилось в прыжок Хабиба Нурмагомедова после победы над Макгрегором за пределы клетки с целью выяснить отношения с одним из членов команды Макгрегора.

На пресс-конференции в Москве 24 октября 2019 года Конор Макгрегор в очередной раз перешел границы дозволенного и оскорбил всех дагестанцев, назвав их трусами. Попутно Макгрегор попытался сыграть на межнациональных противоречиях, заявив: «Каждый русский знает, каждый чеченец знает, что дагестанцы трусы».

Читайте также: Макгрегор оскорбил горцев. Дагестанцы собрались у его отеля в Москве

Возмущение бойцов и руководителя Fight Nights Global (FNG) Камила Гаджиева вызвало даже не высказывание заезжего иностранца, к пустым словам которого все привыкли, а то, что присутствовавшие на пресс-конференции журналисты и блогеры не ответили на оскорбление.

В российские смешанные единоборства трэштокинг безуспешно пытается перенести Александр Емельяненко. Давний конфликт с Сергеем Харитоновым дает поводы для резких высказываний со стороны Емельяненко. Харитонов предпочитает не замечать провокаций.

Руководитель FNG Камил Гаджиев предлагал организовать бой за вознаграждение в 10 миллионов рублей каждому бойцу, но Харитонов согласия не дал.

Успех продвижения боя при помощи скандала мы сможем оценить 29 ноября по наполнению зала на бой по правилам бокса между Александром Емельяненко и тяжелоатлетом Михаилом Кокляевым.

Подготовка к бою между ними идет по правилам классического трэштокинга. И Кокляев, и Емельяненко соблюдают неписанные правила и сильно границы морали не переступают.

Читайте также: Кокляев бросил в Емельяненко кепку и получил рассечение брови

На текущий момент билеты на бой Емельяненко и Кокляева продаются не очень хорошо. Емельяненко объясняет слабые продажи тем, что наши люди привыкли откладывать покупку на последний момент.

Если оценивать результативность привлечением зрителей, то трэштокинг в России сильно уступает эпатажу. Ярким примером эпатажа в 2019 стал Вячеслав «Рыжий Тарзан» Дацик.

Репутацию «безбашенного» бойца Дацик зарабатывал с 2000 года. Ничего в своем поведении ему менять не пришлось.

После освобождения из заключения Дацик решил возобновить карьеру бойца ММА. Свой тренировочный процесс Дацик превратил в шоу.

Он приглашает профессиональных бойцов из других весовых категорий. Проводит с ними спарринги, максимально приближенные к настоящему бою. Также Дацик провел несколько боев с бойцами более легкой весовой категории.

Ролики с участием Дацика набрали очень большое количество просмотров. Другие проекты подхватывают подобный формат. Начинают проводить бои вне организаций, бои между представителями разных видов боевых искусств, возвращаясь таким образом к истокам ММА.

Нет оснований полагать, что в России отношение к оскорблениям быстро изменится. То, как традиционное общество сопротивляется данному нововведению, мы видели на примере реакции на слова Лобова и Макгрегора.

С большой долей вероятности западный трэштокинг в России трансформируется во что-то менее оскорбительное или больше напоминающее эпатаж.