Когда интернет сделают стабильным, а гаджеты раздадут всем, детей на «дистанционку» посадят на постоянной основе?

В Кузбассе всё спокойно? Почему СМИ замолчали интервью чиновника

Николай Ге. Христос и Пилат. Что есть истина? (фрагмент). 1890
Николай Ге. Христос и Пилат. Что есть истина? (фрагмент). 1890

В Кузбассе после обновления региональной власти в 2018 году прошли как позитивные, так и негативные изменения. При этом власть признала ошибочность некоторых своих действий, например, «оптимизации» здравоохранения 2018 года, и активно ведет диалог с населением в социальных сетях.

Но политика регионального министерства образования остается «далека от народа». Интервью с заместителем губернатора Кузбасса по вопросам образования и науки Еленой Пахомовой выбивается из общего ряда происходящего в Кузбассе.

Это интервью не процитировало ни одно из региональных СМИ. Редакции опасаются цитировать замгубернатора, чтобы не усиливать народный гнев? Или просто не согласны с позицией?

Зарплаты учителей

В этой, по-моему, самой впечатляющей части интервью, сказано, что учителя в Кузбассе в среднем работают больше, чем на полторы ставки. Они тотально перерабатывают.

По словам Пахомовой, зарплата в 42 556 рублей является «идеальной» для учителя. То есть средняя зарплата в регионе — это предел мечтаний. Ранее педагогам эту зарплату обещали не как «идеальную», а как нормальную.

Дальше — больше. Пахомова говорит, что можно было бы сделать учителям зарплату 42 556 рублей не за полторы ставки, а за одну, но тогда им нужно увеличить нагрузку. И что 18 классных часов — это совсем мало, а учителя сами себя «нагружают и нагружают».

Елена Пахомова, которая сама работала учителем математики, не учитывает, что кроме 18 учебных часов у учителей есть 18 часов «неконкретизированной» работы. Что нужно проверять тетради, готовиться к занятиям, заполнять электронный и бумажный журналы. Посылать ученикам домашние задания в различных электронных системах, отвечать на смс и звонки в нерабочее время. Переделывать программы под всё новые стандарты федерального минобра. Готовиться к выступлениям на конференциях и писать статьи в рецензируемые сборники.

В предыдущем абзаце интервью Пахомова сама говорит, что учителям без консультаций психологов работать уже «невозможно». Учителя выгорают. Но давайте накинем им десяток-другой часов.

Мужья и жёны школьных учителей не дадут соврать: у учителя в современной российской школе личной жизни почти нет. На работе педагог ведет уроки и заполняет журналы, а дома проверяет тетради и занимается бумажной работой. После рабочего дня у учителя остается немного времени, чтобы немного похлопотать по хозяйству и лечь спать.

Школьные столовые

В Кузбассе уже был прецедент, когда детский экс-омбудсмен Дмитрий Кислицын признался, что осознанно лгал о якобы «хорошей» ситуации со школьным питанием по просьбе областных властей. Напомню, тогда дети из бедных семей падали в голодные обмороки.

Теперь представитель правительства Кузбасса рассказывает нам, что основные проблемы в школьном питании — это разные вкусы у детей. И это в век информационных технологий, когда не только социальные сети, но и СМИ полностью раскрывают «прелести» школьного питания в Кузбассе?

Напомню: кузбасским школьникам запрещают есть в столовых еду, которую они принесли из дома. Вместо сливочного масла в школы порой поступает маргарин, на складах, где хранятся школьные продукты, находят крыс и жуков, граммовка порций порой меньше на десятки процентов.

В социальных сетях публикуют много фото и видео, подтверждающих сказанное.

Дистанционное образование

После внедрения в 2020 году дистанционного образования Елена Пахомова пересмотрела определение школьного учителя. Теперь он стал «навигатором в большом информационном потоке». При этом многие эксперты указывают на то, что подавляющему большинству школьников не хватит усидчивости и знаний по предмету, чтобы они самостоятельно осваивали материал по подсказкам «навигатора».

Елена Пахомова при этом отметила невозможность обеспечить всех компьютерами и бесперебойным интернетом. Из множества серьезных недостатков дистанционки замгубернатора выбрала самую незначительную и легко решаемую и обсуждала лишь ее. Хотя родители школьников множество раз обращались к властям с просьбой отменить дистанционку из-за вреда здоровью детей, неусидчивости учеников, возможности во время уроков заниматься чем угодно, кроме учебы, и катастрофической неуспеваемостью.

Даже на упомянутых чиновницей всекузбасских родительских онлайн-собраниях чат был заполнен сообщениями родителей, что дети на дистанционке ничего не понимают и не хотят заниматься. Тем не менее замгубернатора называет дистанционное обучение «прогрессом». То есть, когда интернет сделают стабильным, а гаджеты раздадут всем, детей на этот «прогресс» посадят на постоянной основе?

Безопасность в школах

Комментируя трагедию в Казани 11 мая и так называемое усиление безопасности в школах, Пахомова высказалась за усиление видеонаблюдения и всерьез — за попадание в школы Росгвардии.

Но эксперты уже отмечали, что видеокамеры не предотвратят преступления в школах, а лишь увеличат раскрываемость уже совершенных. Также внутрь здания всё труднее будет попасть родителям школьников, которые имеют на это полное право.

Обществу нужно пресекать преступления наподобие трагедии в Казани. При этом важнее профилактика появления таких «стрелков», нежели попытка не пустить их в школы, когда у них наготове и огнестрельное оружие, и взрывные устройства.

А такая профилактика подразумевает ограждение детей от пропаганды насилия, которая ведется как на ТВ, так и в интернете. В случае с ТВ такая пропаганда осуществляется с телеканалов, которыми владеют государственные корпорации или государство напрямую.

Заключение

Интервью вскрыло множество «больных мест» образования в Кемеровской области. Причем там, где люди видят «черное», власть — чуть ли не «белое».

Реальное изменение образовательной политики в Кемеровской области давно назрело. Пока что отчеты чиновников выглядят как мантра «в Багдаде всё спокойно». А образовательной концепцией видят уменьшение расходов. Иначе не было бы столь маленьких зарплат учителей, недовесов в столовых и представления о «прогрессивной» дистанционке.

Согласно концепции социального государства, которое оговаривает Конституция России, образование должно быть стратегической отраслью. Но работники стратегической отрасли не могут получать 28 тысяч рублей на ставку. Никак не может допускаться коррупция в сфере школьного питания, ни ухудшение успеваемости.

Наша страна была когда-то лидером в мире по обучению и воспитанию детей. Я не призываю полностью копировать советский опыт, поскольку со времени советского образования прошло много лет и его нужно актуализировать. Но нужно, как минимум, вернуть педагогам статус высокооплачиваемых и уважаемых специалистов, а школе — статус «храма знаний», где важен непосредственный живой контакт ученика и учителя, а любая халатность или коррупция строго наказывается. Это в современных условиях сделать не только возможно, но и необходимо для дальнейшего выживания России и Кузбасса.