Алексей Санников / Газета «Суть времени» №339 /
Окружающие тебя товарищи — не просто «коллеги по цеху», а настоящие ходячие сокровищницы, люди, с которыми одновременно и легко, и приятно, и интересно. Это дает ощущение счастья

Преодоление отчуждения

Спортивные дни на Летней школе «Сути времени». 2019
Спортивные дни на Летней школе «Сути времени». 2019
Спортивные дни на Летней школе «Сути времени». 2019

Наш язык и наш разум устроены таким образом, что они часто заставляют нас в речи оперировать разными известными нам штампами и заезженными фразами. А когда ты думаешь, рассуждаешь или пишешь о чем-то действительно важном, хочется избежать лишних, незрелых или, что хуже, заезженных слов и фраз. Потому что в их потоке часто тонет суть истинных чувств.

А именно о чувстве и хочется сказать в первую очередь, поскольку оно — главное, что остается «в сухом остатке» после того, как ты переживаешь какое-то событие, которое является для тебя важным. Оно, это главное впечатление, неизгладимо затем сохраняется в памяти и следует за тобой через время, тогда как логические рассуждения и выводы — растворяются и быстро усваиваются, становясь руководством к действию, «теряясь» в практической партийной работе.

Так, например, происходит, когда ты просматриваешь старые фотографии, и большая удача — если тебе удается вспомнить, как ты в это время думал и размышлял. В то же время память мгновенно восстанавливает именно чувства, которые ты в тот период испытывал, или будит новые, связанные с запечатленным на фото кусочком жизни.

Это субъективно? Да, разумеется. Но иначе это был бы не отзыв, а отчет. А это, как говорят в Одессе, — «две большие разницы». Итак…

Конечно, Летняя школа — это, с одной стороны, большой партийный съезд, который призван решить много организационных задач, определить вектор работы, стратегию и тактику Движения на предстоящий год. Это также и отчетное мероприятие, и смотр сил организации. Эта ее сторона — крайне важная, ключевая, и не может быть обойдена вниманием.

Все же в силу вышесказанного не хочется писать о прошедшей школе в чисто рабочем ключе. Я думаю, все единогласно отметят более высокий качественный уровень того, как она прошла. А какой смысл констатировать то, что и так всем очевидно?

Есть, на мой взгляд, и другая сторона, которая сегодня, в наше время, приобретает особую остроту, особую актуальность.

Это вопрос отчужденности и ее преодоления. И как это преодоление осуществляется на школе, на которой мы и должны (как говорилось Сергеем Ервандовичем не раз) строить организацию именно как коллектив.

Сегодня мир как будто бы стал прозрачней и доступней, интернет прорезал его тысячами нитей, по которым ты в любой момент времени можешь связаться с людьми на другом конце земного шара. Тем не менее человек становится все более отчужденным. Он все более отчуждается от семьи, от друзей и знакомых, от приятелей по интересам. Общение, выстраивание контактов между людьми, даже связанными кровными узами родства, десакрализуется, приобретает полу- или полностью формальный характер. Человек становится одиноким атомом, парящим в пространстве, наводненном такими же одинокими атомами, не связанными ни с кем. Это, в общем-то, очевидно.

Мое рассуждение не отстраненное — ты ощущаешь отчуждение каждый день. Проявления — чувство неудовлетворенности, бессмысленности себя вне общей цели, а главное, если рядом нет плеча товарища, — не оставляют тебя, когда ты погружен в эту токсичную среду, оторван от смысла и от коллективности.

В такой среде чувство душевного единения, приобщенности к большой и значимой цели и к общему Делу приобретает особенную, невероятно высокую ценность. Особенно постольку, поскольку по своей природе человек, по выражению классика, — «социальное животное». А значит, не может действительно жить (хотя бесцельно существовать — способен) без органической связи с коллективом.

Это чувство придает значительный прилив сил, потому что с ним к человеку приходит осознание, что он не одинок, что рядом с ним к этой же цели ведомые теми же ценностями идут десятки, сотни человек. Тогда усталость от рутины и одиночества отходит на второй план.

На мой взгляд, главная задача, которую выполняет Летняя школа, — это возможность дать людям, членам организации, рассеянным по всей нашей громадной Родине и даже за рубежом, в особенности тем, кто вынужден вести работу в отдаленных городах в одиночку или очень узким составом, ощутить себя частью этого большого коллектива, ощутить себя частью большого единого организма. И, по-моему, эта школа 2019 года данную задачу выполнила гораздо лучше всех предыдущих, на которых Сергей Ервандович в течение многих сессий вынужден был «сбивать муку» с людей. Они уже приехали в другом состоянии и в этом состоянии провели школу.

Особенно ярко я ощутил это, когда в силу рабочих обстоятельств вынужден был на несколько дней покинуть Летнюю школу, а после — вернуться. Это запах. Запах контраста между истинно коллективной средой людей, объединенных общими мыслями, переживаниями, задачами и поиском путей к их решению, и токсичной индивидуалистической средой Москвы (я — москвич) буквально сшибает с ног, стоит только оказаться на перроне вокзала.

Именно на школе у членов Организации со всей России и из-за рубежа появляется уникальная возможность плотно пообщаться друг с другом, лучше понять друг друга, услышать друг друга. Этой возможности в остальное время они попросту лишены, а любое общение по интернету, как показывает жизнь, представляет собой скорее эрзац действительного общения и негодно ни на что — всего лишь обмен сухой информацией. Это межличностное живое общение — важнейшая, краеугольная вещь, без которой любые общие цели и программы рискуют оказаться мертвым словом, не способным зажечь людей.

К сожалению, школа была коротка. По окончании было очень тяжело уезжать, видя полупустой лагерь, тропинки, по которым еще вчера ходили люди, многих из которых ты увидишь в лучшем случае через год. Было стойкое ощущение, что уходит, кончается что-то для тебя крайне важное и бесконечно дорогое.

Но даже этих двух недель хватает на то, чтобы сблизиться с людьми, сблизившись — обменяться опытом, простроить совместную работу, почувствовать душу друг друга. На прошедшей Летней школе, как мне кажется, приехавшие участники были более открыты, более серьезны, более субъектны. Это — признак роста организации. А дисциплина и общая организованность — лишь проявления сути: люди не просто чувствуют себя гостями на некоем двухнедельном мероприятии, с которого разъедутся, получив ценные напутствия и определив тактику работы на год, а членами этого самого единого организма, единого коллектива.

Здорово и то, что удалось на школе пообщаться с теми, с кем ранее не пришлось, а кто-то, кого ты давно знал, раскрылся совсем с новых и интересных сторон. Когда ты видишь это, лучше понимаешь, что окружающие тебя товарищи — не просто «коллеги по цеху», а настоящие ходячие сокровищницы, люди, с которыми одновременно и легко, и приятно, и интересно.

Это дало ощущение счастья. Казалось бы, простая вещь? Но она не так проста, как пишется. Подлинное счастье от единства с товарищами — это такая штука, которую еще и в себе нужно суметь найти. Не притвориться, что нашел, просто от того, что ты рядом с теми, кто близок тебе по духу. Этого недостаточно, хотя и это ценно. А счастье от того, что такие люди есть, что они — рядом, что они — в одном с тобой строю, что в них — настоящий огонь Прометея, что они — готовы бороться вместе с тобой, менять мир вместе с тобой, работать вместе с тобой! Фромм называл это «модусом бытия» и противопоставлял «модусу обладания».

Эту товарищескую связь, которая образовалась на школе, нужно донести в ячейки. Это жизненно необходимо для того, чтобы организация была, жила, преумножалась.

И если кто-то из читателей сочтет мои слова пустой патетикой, пусть потрудится изучить историю партии большевиков и биографию Ленина, чтобы понять, как именно Ильич и руководство партии формировали и отбирали партийный костяк. В каких именно, действительно плотных и доверительных отношениях они были с агентами «Искры» в России, рисковавшими всем, выезжая к Ленину в Париж.

Пользуясь возможностью, в заключение хочется выразить слова сердечной благодарности, глубочайшей признательности тем людям, тем членам организации и ее руководству, которые затратили свои силы на проведение этой и предыдущих летних школ. Благодаря им мы имеем возможность из просто членов Движения стать настоящими товарищами, друзьями, близкими, действительно объединенными, преодолевающими отчужденность индивидуализма Людьми.

Кургинян: Мы действительно имеем дело с Четвертым рейхом