Преодоление отчуждения
Наш язык и наш разум устроены таким образом, что они часто заставляют нас в речи оперировать разными известными нам штампами и заезженными фразами. А когда ты думаешь, рассуждаешь или пишешь о чем-то действительно важном, хочется избежать лишних, незрелых или, что хуже, заезженных слов и фраз. Потому что в их потоке часто тонет суть истинных чувств.
А именно о чувстве и хочется сказать в первую очередь, поскольку оно — главное, что остается «в сухом остатке» после того, как ты переживаешь какое-то событие, которое является для тебя важным. Оно, это главное впечатление, неизгладимо затем сохраняется в памяти и следует за тобой через время, тогда как логические рассуждения и выводы — растворяются и быстро усваиваются, становясь руководством к действию, «теряясь» в практической партийной работе.
Так, например, происходит, когда ты просматриваешь старые фотографии, и большая удача — если тебе удается вспомнить, как ты в это время думал и размышлял. В то же время память мгновенно восстанавливает именно чувства, которые ты в тот период испытывал, или будит новые, связанные с запечатленным на фото кусочком жизни.
Это субъективно? Да, разумеется. Но иначе это был бы не отзыв, а отчет. А это, как говорят в Одессе, — «две большие разницы». Итак…
Конечно, Летняя школа — это, с одной стороны, большой партийный съезд, который призван решить много организационных задач, определить вектор работы, стратегию и тактику Движения на предстоящий год. Это также и отчетное мероприятие, и смотр сил организации. Эта ее сторона — крайне важная, ключевая, и не может быть обойдена вниманием.
Все же в силу вышесказанного не хочется писать о прошедшей школе в чисто рабочем ключе. Я думаю, все единогласно отметят более высокий качественный уровень того, как она прошла. А какой смысл констатировать то, что и так всем очевидно?
Есть, на мой взгляд, и другая сторона, которая сегодня, в наше время, приобретает особую остроту, особую актуальность.
Это вопрос отчужденности и ее преодоления. И как это преодоление осуществляется на школе, на которой мы и должны (как говорилось Сергеем Ервандовичем не раз) строить организацию именно как коллектив.
Сегодня мир как будто бы стал прозрачней и доступней, интернет прорезал его тысячами нитей, по которым ты в любой момент времени можешь связаться с людьми на другом конце земного шара. Тем не менее человек становится все более отчужденным. Он все более отчуждается от семьи, от друзей и знакомых, от приятелей по интересам. Общение, выстраивание контактов между людьми, даже связанными кровными узами родства, десакрализуется, приобретает полу- или полностью формальный характер. Человек становится одиноким атомом, парящим в пространстве, наводненном такими же одинокими атомами, не связанными ни с кем. Это, в общем-то, очевидно.
Мое рассуждение не отстраненное — ты ощущаешь отчуждение каждый день. Проявления — чувство неудовлетворенности, бессмысленности себя вне общей цели, а главное, если рядом нет плеча товарища, — не оставляют тебя, когда ты погружен в эту токсичную среду, оторван от смысла и от коллективности.
В такой среде чувство душевного единения, приобщенности к большой и значимой цели и к общему Делу приобретает особенную, невероятно высокую ценность. Особенно постольку, поскольку по своей природе человек, по выражению классика, — «социальное животное». А значит, не может действительно жить (хотя бесцельно существовать — способен) без органической связи с коллективом.
Это чувство придает значительный прилив сил, потому что с ним к человеку приходит осознание, что он не одинок, что рядом с ним к этой же цели ведомые теми же ценностями идут десятки, сотни человек. Тогда усталость от рутины и одиночества отходит на второй план.
На мой взгляд, главная задача, которую выполняет Летняя школа, — это возможность дать людям, членам организации, рассеянным по всей нашей громадной Родине и даже за рубежом, в особенности тем, кто вынужден вести работу в отдаленных городах в одиночку или очень узким составом, ощутить себя частью этого большого коллектива, ощутить себя частью большого единого организма. И, по-моему, эта школа 2019 года данную задачу выполнила гораздо лучше всех предыдущих, на которых Сергей Ервандович в течение многих сессий вынужден был «сбивать муку» с людей. Они уже приехали в другом состоянии и в этом состоянии провели школу.
Особенно ярко я ощутил это, когда в силу рабочих обстоятельств вынужден был на несколько дней покинуть Летнюю школу, а после — вернуться. Это запах. Запах контраста между истинно коллективной средой людей, объединенных общими мыслями, переживаниями, задачами и поиском путей к их решению, и токсичной индивидуалистической средой Москвы (я — москвич) буквально сшибает с ног, стоит только оказаться на перроне вокзала.
Именно на школе у членов Организации со всей России и из-за рубежа появляется уникальная возможность плотно пообщаться друг с другом, лучше понять друг друга, услышать друг друга. Этой возможности в остальное время они попросту лишены, а любое общение по интернету, как показывает жизнь, представляет собой скорее эрзац действительного общения и негодно ни на что — всего лишь обмен сухой информацией. Это межличностное живое общение — важнейшая, краеугольная вещь, без которой любые общие цели и программы рискуют оказаться мертвым словом, не способным зажечь людей.
К сожалению, школа была коротка. По окончании было очень тяжело уезжать, видя полупустой лагерь, тропинки, по которым еще вчера ходили люди, многих из которых ты увидишь в лучшем случае через год. Было стойкое ощущение, что уходит, кончается что-то для тебя крайне важное и бесконечно дорогое.
Но даже этих двух недель хватает на то, чтобы сблизиться с людьми, сблизившись — обменяться опытом, простроить совместную работу, почувствовать душу друг друга. На прошедшей Летней школе, как мне кажется, приехавшие участники были более открыты, более серьезны, более субъектны. Это — признак роста организации. А дисциплина и общая организованность — лишь проявления сути: люди не просто чувствуют себя гостями на некоем двухнедельном мероприятии, с которого разъедутся, получив ценные напутствия и определив тактику работы на год, а членами этого самого единого организма, единого коллектива.
Здорово и то, что удалось на школе пообщаться с теми, с кем ранее не пришлось, а кто-то, кого ты давно знал, раскрылся совсем с новых и интересных сторон. Когда ты видишь это, лучше понимаешь, что окружающие тебя товарищи — не просто «коллеги по цеху», а настоящие ходячие сокровищницы, люди, с которыми одновременно и легко, и приятно, и интересно.
Это дало ощущение счастья. Казалось бы, простая вещь? Но она не так проста, как пишется. Подлинное счастье от единства с товарищами — это такая штука, которую еще и в себе нужно суметь найти. Не притвориться, что нашел, просто от того, что ты рядом с теми, кто близок тебе по духу. Этого недостаточно, хотя и это ценно. А счастье от того, что такие люди есть, что они — рядом, что они — в одном с тобой строю, что в них — настоящий огонь Прометея, что они — готовы бороться вместе с тобой, менять мир вместе с тобой, работать вместе с тобой! Фромм называл это «модусом бытия» и противопоставлял «модусу обладания».
Эту товарищескую связь, которая образовалась на школе, нужно донести в ячейки. Это жизненно необходимо для того, чтобы организация была, жила, преумножалась.
И если кто-то из читателей сочтет мои слова пустой патетикой, пусть потрудится изучить историю партии большевиков и биографию Ленина, чтобы понять, как именно Ильич и руководство партии формировали и отбирали партийный костяк. В каких именно, действительно плотных и доверительных отношениях они были с агентами «Искры» в России, рисковавшими всем, выезжая к Ленину в Париж.
Пользуясь возможностью, в заключение хочется выразить слова сердечной благодарности, глубочайшей признательности тем людям, тем членам организации и ее руководству, которые затратили свои силы на проведение этой и предыдущих летних школ. Благодаря им мы имеем возможность из просто членов Движения стать настоящими товарищами, друзьями, близкими, действительно объединенными, преодолевающими отчужденность индивидуализма Людьми.