Новости электроники за неделю
Мировая электронная война
США продолжают применять методы экономической войны для воздействия на компании и целые страны. Скандал с апрельским запретом продавать китайскому производителю мобильных устройств и телекоммуникационного оборудования ZTE американские комплектующие и программное обеспечение, вроде бы был потушен после того, как в дело вмешался президент Трамп. Однако на прошедшей неделе Сенат принял законопроект, который все-таки запрещает продажу компонентов китайской компании. Эта инициатива еще не является окончательным решением, поскольку должна быть согласована с вариантом законопроекта, принятым Конгрессом. В нем никаких ограничений нет.
Поводом для ограничений на поставки ZTE комплектующих американского происхождения в апреле послужила продажа оборудования китайской компании в Иран и Северную Корею в 2010-2016 годах в обход американских санкций. Трамп договорился с Си Цзиньпином, и ZTE и министерство торговли США зафиксировали, что ZTE заплатит 1 млрд долларов штрафа, положит на особый счет еще 400 млн на случай новых нарушений, создаст специальный надзорный орган в компании, чьи сотрудники будут назначаться США и сменит совет директоров. Такие жесткие требования были выдвинуты после нарушения китайцами прошлогоднего договора, который требовал также штрафа, увольнения четырех топ-менеджеров и лишения бонусов тридцати пяти. Последний пункт так и не был выполнен, что и стало поводом для новых мер.
В случае запрета ZTE просто не может продолжать дальнейшее производство, о чем и сообщила в апреле, поскольку пользуется процессорами и другими компонентами, разработанными в США. Китайский производитель в 2017 году занял 9 место в мире по продажам смартфонов — 45,4 млн штук по данным IC Insights.
Сенаторы также обвинили Трампа в том, что он поставил под угрозу национальную безопасность США. Также опасениями за свою национальную безопасность американские парламентарии, на этот раз и из Сената, и из Конгресса, объясняют свои претензии к Google по поводу сотрудничества с китайской Huawei. Американскому гиганту предлагается пересмотреть свои отношения с Huawei, поскольку та сотрудничает с Коммунистической партией Китая, а это несет угрозу безопасности США. Ранее оператор американский сотовой связи Verizon отказался продавать смартфоны Huawei в своей сети магазинов, также и министерство обороны США ввело запрет на реализацию продукции Huawei и ZTE на своих базах. Huawei, кстати в том же рейтинге IC Insights занял 3 место с 153,3 млн отгруженных смартфонов.
В случае применения к Huawei мер, аналогичных введенным в отношении ZTE, по словам экспертов, пострадать может не только китайская компания, но и американские производители полупроводников. Но как мы видим, урон китайским производителям может быть колоссальным. Трудно найти современное устройство, в котором бы не было какого-то модуля или программы, права на который принадлежат американским компаниям. Та же популярнейшая операционная система для мобильных устройств Android. США пользуются своим главенством в этой отрасли, диктуя, каких директоров компаниями увольнять, а каких лишать выплат, назначая в специальные надзорные органы в этих компаниях своих людей. Это яркий пример технологической войны. Именно так текущее торговое противостояние США и Китая в целом назвал один из крупнейших поставщиков электронных устройств, тайваньская Foxconn, сообщает Reuters. Нарушение производственных цепочек в результате введения пошлин и наложения санкций, по мнению руководителя тайваньской компании Терри Гу, является для нее серьезнейшим вызовом.
США стараются всеми способами остановить рост китайских технологических и не только гигантов. Отсюда запреты на поглощение ими американских компаний (вспомним Western Digital, Fairchild Semiconductors и другие) и запретительные меры в отношении компаний, захватывающих все большие сегменты рынков. Причем для себя американцы слияния и поглощения зарубежных компаний считают нормальным делом. На прошедшей неделе CDR Info сообщила, что по ее сведениям, китайские регуляторы одобрили покупку американцами из Qualcomm европейской NXP Semiconductors за 43 млрд долларов. Но продажа своих компаний китайцам — угроза национальной безопасности, поэтому против них надо применять технологические войны.
Однако у этого оружия есть и обратный эффект. В начале июня американцы из Национальной лаборатории Oak Ridge вернули страну на первую строчку в рейтинге самых производительных суперкомпьютеров с машиной Summit. До этого первые два места занимали китайские вычислительные комплексы. Если старший из них, Tianhe-2, был построен на американских процессорах Intel Xeon, то более молодой и мощный Sunway TaihuLight уже использовал процессоры SW26010 китайской разработки. А дело в том, что в 2015 году американцы запретили поставки процессоров Intel Xeon китайским центрам, занимавшимся суперкомпьютерами. Тем ничего не осталось делать, кроме как строить суперкомпьютеры на своих процессорах. Понятно, что не с нуля, а с большого задела, но это пример, когда санкции (или потенциальная угроза санкций, как в данном случае) подстегивают импортозамещение.
Но, похоже, других методов у американцев уже не остается. Из десяти лидеров продаж смартфонов в 2017 году только три компании не из Китая и только одна из них — Apple — американская. Китайцы продали 625,5 млн аппаратов, все остальные из десятки (корейцы и американцы) — 588,8 млн.
Чем больше, тем меньше
В мае по данным все той же IC Insights произошло еще одно событие, заслуживающее внимание. Многолетний лидер продаж полупроводников Intel в первом квартале 2018 года уступила первое место корейскому гиганту Samsung. Здесь речь идет уже не о продажах конечной продукции в виде изделий, а только комплектующих. Samsung продала полупроводников на 19,4 млрд долларов, Intel только на 15,8. Объёмы выручки в полупроводниковой индустрии крайне важны, поскольку затраты на разработку новых технологий и оборудования огромны. Например, на прошедшей неделе тайваньская TSMC объявила, что вложит 25 млрд долларов в технологию следующего уровня — 5 нанометров и строительство завода для нее. Немногие некогда крупные компании удержались в этой гонке. Самые передовые технологические процессы в мире разрабатывают помимо тайваньцев еще только три компании: американская Intel, корейская Samsung и международная GlobalFouNdries под контролем суверенного инвестиционного фонда ОАЭ.
Не будем утверждать, что Intel близка к утрате лидирующих позиций, но конкуренция за технологическое лидерство все возрастает. С уменьшением размеров транзисторов на микросхемах компании сталкиваются со все большими трудностями и все больше ведется разговоров о том, что предел кремниевых микросхем скоро будет достигнут. Трудности с внедрением техпроцесса 10 нм есть у Intel. На прошедшей неделе корейские Samsung и SK Hynix сообщили, что столкнулись с трудностями в производстве памяти по технологическому процессу 18 нм и вынуждены ограничить поставки. Технологических трудностей у разработчиков и производителей все больше, и все больше средств нужно для их решения.
Но с другой стороны и выручка полупроводниковых компаний растет все больше. На прошедшей неделе о рекорде сообщила американская Micron. В третьем квартале текущего финансового года она достигла 7,8 млрд долларов. Повальная цифровизация всех сфер деятельности человека наряду с погоней потребителей за модными гаджетами пока позволяет вкладывать необходимые средства в разработку.
Русские роботы едут в Америку
Одно из направлений применения компьютерных технологий в современной жизни — передача некоторых функций человека роботам или компьютерам вообще. На прошедшей неделе автомобиль «Яндекс.Такси» под управлением автопилота проехал от Москвы до Казани. Это первая такая протяженная поездка беспилотного автомобиля — 780 километров. Строго говоря, в машине был пилот-человек, но он должен был взять управление на себя только в случае непредвиденных обстоятельств. А так, с обстановкой на дороге, разметкой, знаками, погодными условиями автопилот должен был справляться сам.
Наличие водителя в кабине теоретически беспилотной машины пока более чем оправдано. В США, где в деле создания таких автомобилей продвинулись очень далеко и уже ведут разговоры о создании служб такси без водителей, в последнее время случилось несколько аварий, в том числе с человеческими жертвами. Автомобиль, разрабатываемый Uber задавил насмерть пешехода, а машина компании Tesla Model X с включенным автопилотом врезалась в бетонный отбойник и водитель погиб. Профессия страхующего водителя беспилотного автомобиля становится такой же опасной, как летчик-испытатель.
Однако, поток вложений в разработку беспилотных автомобилей это не остановило. 31 мая инвестиционный фонд, аффилированный с японским SoftBank, объявил о планах вложить 2,25 млрд долларов в подразделение General Motors, работающее в этом направлении. Как и в новые полупроводниковые технологии, страны Запада и Востока вкладывают огромные средства и в роботизацию.
Тем более неожиданной оказалось новость прошедшей недели о том, что российская компания Promobot подписала контракт с американским производителем ламп US Lighting Group по поставке более чем 2000 роботов стоимостью 56 млн долларов. Дополнительно американцы заплатили еще 600 тыс. долларов за эксклюзивные права на продажу русских роботов в США. Будет открыт и сервисный центр в Кливленде.
Promobot предназначен для работы с людьми в качестве консультанта. Он может отвечать на вопросы, показывать, как пройти туда, куда нужно его собеседнику, демонстрировать на своем экране рекламные материалы.
С одной стороны это какие-никакие успехи, но с другой на фоне гигантских вложений зарубежных компаний в новые технологии становится понятно, что конкурировать с ними Россия может пока только в довольно узких нишах. Более того, продукция российских компаний в подавляющем большинстве построена на импортных компонентах. А мы видели на примере китайской ZTE, как могут американцы применить технологические рычаги и остановить работу одного из ведущих поставщиков мобильной техники. И это в отношении страны, против которой не применены санкции и не используется риторика холодной войны, как против России. Да, есть торговые войны ввозных пошлин, но градус американо-китайских отношений не идет ни в какое сравнение с американо-российскими. Можно ли сомневаться, что американцы применят санкции против России в области электроники, если посчитают нужным, как они уже это сделали в очень узком сегменте микросхем для космоса? Нисколько. Поэтому проблему отставания и зависимости России в компонентной базе необходимо решать до того, как возможные санкции будут введены, как это сделали китайцы с процессорами для суперкомпьютеров. Однако к сожалению пока на эту тему в основном только ведутся разговоры.
(теги пока скрыты для внешних читателей)