Полтора года коронавирусных ограничений удивительным образом изменили рынок кинопроката

От борьбы к сотрудничеству. Как уживаются кинотеатры и стриминговые сервисы

Оноре Домье. Театр. 1856-1860
Оноре Домье. Театр. 1856-1860
Оноре Домье. Театр. 1856-1860

Так называемая пандемия коронавируса резко обострила отношения между традиционными кинотеатрами и стриминговыми сервисами (или онлайн-кинотеатрами). Однако то, что поначалу выглядело как непримиримый конфликт в духе «остаться должен только один», спустя год неожиданно (для непричастных) стало приобретать разнообразные и порою причудливые формы сотрудничества.

Когда по всему миру в приказном порядке кинотеатры были сначала закрыты, а затем открыты, но с серьезными ограничениями по числу зрителей и по работе баров, то казалось, что «большое кино» просто тихо вымрет. Многие кинотеатры и даже некоторые кинотеатральные сети успели обанкротиться. Прокат крупных блокбастеров бесконечно откладывался и переносился. Так же, как и съемки новых фильмов.

Если же какая-то киностудия всё-таки решалась выпустить потенциально кассовое кино в кинотеатральный прокат, то она начинала бодаться с кинотеатрами за долю от сборов. Хотя их в любом случае критически не хватало.

Онлайн-кинотеатры, напротив, процветали. Посаженные по домам потребители жадно набросились на доступные им развлечения. Стриминговые гиганты самостоятельно снимали всё больше фильмов и сериалов, один за одним переманивали к себе известных актеров и режиссеров, показывали картины, которые раньше доставались только традиционным кинотеатрам.

Характерно, что качество кинокартин стриминговых сервисов заметно уступало прежнему «большому» кино, но онлайн-кинотеатры брали не качеством контента, а его количеством.

По этому поводу в середине февраля 2021 года знаменитый режиссер Мартин Скорсезе написал: «Искусство кино систематически обесценивается, отодвигается на второй план, принижается и сводится к наименьшему общему знаменателю из-за того, что фильмы становятся „контентом“. <…> „Контент“ стал бизнес-термином для всех движущихся изображений… И это, конечно, в первую очередь связано не с опытом посещения кинотеатра, но с домашним просмотром на стриминг-платформах».

С третьей стороны, ряд киностудий стал экстренно развивать собственные онлайн-платформы, чтобы не делиться и без того скудной выручкой. А другие… другие стали договариваться с существующими стриминговыми гигантами.

Пришло время экспериментов.

Одни студии просто сокращают кинотеатральное окно, чтобы поскорее — пока интерес к новинке не угас — выпустить фильм в онлайн и добрать кассу там.

Другие студии решили рискнуть на полную — и сейчас выпускают «громкие» фильмы одновременно в традиционных и онлайн-кинотеатрах. За что не только подвергаются критике актеров и режиссеров — участников съемочного процесса, но и получают от них судебные иски.

Третьи киностудии требуют за просмотр картин на стриминговом сервисе дополнительную плату сверх подписки — пока этот фильм еще прокатывают в кинотеатрах. Четвертые позволяют смотреть новинки в рамках стандартной подписки, а пятые просто требуют отдельной платы за просмотр «свежих» картин.

Отметим, что однозначно выигрышной схемы — с точки зрения максимизации прибыли — нет. В одних случаях более выгодной оказывается одна схема, в других — другая. Кстати, некоторые киностудии до сих пор — уже второй год — откладывают премьеры давно готовых картин.

Однако не все актеры и режиссеры, чьи доходы согласно контрактам зависят от сборов кинокартин, готовы с пониманием отнестись к таким экспериментам. Недополученная прибыль будоражит умы и сердца, кипят совсем не театральные страсти. Возмущения, разрывы отношений, судебные иски…

Причем последний процесс, похоже, лишь набирает обороты, и многое здесь будет зависеть от прецедента. Если подобные иски окажутся успешными, то желающих повторить этот успех найдется очень много.

Читайте также: Трещина в «Скале»: Почему Дуэйн Джонсон решил не подавать в суд на Disney?