Под предлогом защиты от мигрантов власти Финляндии ведут страну к еще большей изоляции от России

К чему приведет эскалация напряжения на границе Финляндии с Россией?

Валерия Якоби. Ледяной дом. 1878
Валерия Якоби. Ледяной дом. 1878
Валерия Якоби. Ледяной дом. 1878

Правительство Финляндии решило закрыть все контрольно-пропускные пункты (КПП) на границе с Россией, заявил финский премьер-министр Петтери Орпо 28 ноября на пресс-конференции.

Сообщается, что все пограничные пункты пропуска с Россией будут закрыты с 30 ноября по 13 декабря. Прошения о предоставлении убежища в настоящее время принимаются только в финских аэропортах и портах. Грузоперевозки между двумя странами правительство Финляндии пока не затронуло.

По словам руководителя финского МВД Мари Рантанен, принятое решение направлено «на защиту национальной безопасности Финляндии».

В свою очередь генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что положительно относится к принятому решению, назвав его «правильным».

«Я приветствую решение европейского агентства Frontex оказать поддержку Финляндии в этой ситуации. От финских властей нам запрос о поддержке не поступал. Охрана границ находится в ведении стран альянса, я уверен, что Финляндия может справиться с этой ситуацией и принимать правильные решения», — заявил глава Североатлантического альянса.

Во внешнеполитическом ведомстве России назвали действия финских властей нерациональными и лишенными логики, отметив, что из-за этого решения пострадают граждане Финляндии.

«Они закрыли границу, как мы можем реагировать? Будут страдать финские граждане <…> Мы можем комментировать какие-то рациональные решения. Тогда можно искать какую-то логику, а иногда решения просто нерациональные. С этим вопросом обращайтесь к нашим финским коллегам — почему они решили закрыть границу, если посмотреть на цифры, то, если мне не изменяет память, порядка 700 мигрантов в этот период пытались перейти российско-финскую границу, а за этот же период границы Евросоюза пытались перейти и перешли 387 тысяч человек», — сказал заместитель главы Министерства иностранных дел РФ Александр Грушко на встрече с журналистами.

События, предшествующие закрытию контрольно-пропускных пунктов на границе с Россией

16 ноября финская таможня сообщила о планах прекратить все грузовые и пассажирские перевозки на закрытых правительством Финляндии пропускных пунктах с 18 ноября текущего года. При этом сообщалось о продолжении работы на четырех функционирующих северных пунктах в соответствии с их рабочим графиком. Согласно предоставленной информации, решение о полном закрытии пунктов пропуска на границе страны, в частности на юго-востоке, возникло в связи с ухудшением ситуации, связанной с миграцией, особенно вблизи Санкт-Петербурга.

«В соответствии с решением правительства Финляндии пограничные переходы в Ваалимаа, Иматре, Нуйямаа и Ниирале будут закрыты с 18 ноября 2023 года. Решение действительно до 18 февраля 2024 года. В результате закрытия все грузовые и пассажирские перевозки на указанных переходах прекратятся», — проинформировала таможня Финляндии.

18 ноября Финляндия приняла решение закрыть четыре круглосуточных пункта пропуска на границе с Российской Федерацией. Представители власти объяснили это шагом по соображениям обеспечения национальной безопасности. В последний день работы одного из этих пунктов пропуска были применены специальные средства для предотвращения попыток нелегального въезда в страну со стороны мигрантов.

На данный момент власти России и Финляндии не поддерживают конструктивного диалога, но это обстоятельство не зависит от Москвы, которая имеет ограниченную возможность влиять на предполагаемое закрытие границы по решению Хельсинки. Такое заявление 20 ноября сделал пресс-секретарь главы России Дмитрий Песков.

«Ничего, кроме глубокого сожаления, это не вызывает. Потому что с Финляндией у нас давние очень добрые отношения были, прагматичные, основанные на взаимном уважении, и, конечно же, мы сожалеем, что вот на смену этим отношениям пришла исключительно русофобская позиция, которой теперь стали придерживаться руководители соседней нашей страны», — сказал пресс-секретарь российского президента.

21 ноября власти Финляндии заявили о планах закрыть все оставшиеся контрольно-пропускные пункты на сухопутной границе с Россией. Причиной для такого шага назывался неконтролируемый поток беженцев из Сомали, Сирии и Ирака. Согласно заявлению, сделанному в Хельсинки, Москва якобы использует эту ситуацию для дестабилизации политической обстановки в стране.

22 ноября правительство Финляндии приняло решение оставить открытым лишь самый северный пункт пропуска.

С субботы 25 ноября на финско-российской границе остался работать только один контрольно-пропускной пункт — «Райя Йосеппи» (Лотта в Мурманской области с российской стороны), при том, что с 18 ноября были закрыты четыре КПП (Ваалимаа, Нуйямаа, Иматра и Нииралаа). С 25 ноября временно закрыты еще три пункта пропуска (Келлоселькя, Куусамо и Вартиус).

Финские пограничники связали наплыв беженцев с тем, что их российские коллеги пропускают людей в приграничную зону без шенгенских виз. Российская сторона заявила, что нет никакой возможности предотвратить приезд граждан третьих стран на финскую границу.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркнул, что «погранпереходом пользуются те, кто имеет на это законное право. В этом плане наши пограничники полностью соблюдают все свои служебные инструкции».

О планах Хельсинки прекратить принимать запросы на предоставление убежища от переходящих границу с Российской Федерацией 27 ноября сообщило крупнейшее финское издание Helsingin Sanomat: «Финский кабмин планирует полностью закрыть восточную границу для тех, кто просит убежища. Цель заключается в том, чтобы решение по данному вопросу приняли как можно скорее».

27 ноября в российском МИДе назвали ситуацию на границе Финляндией поводом Запада отгородиться от России новой стеной.

«Многие отъехавшие, которые оказались по ту сторону, видят, как Запад руками чиновников Евросоюза выстраивает новую заградительную стену. Не знаю, там железные заборы, ров какой-то, только удивительным образом этот забор огородил не нас, а их. В этом ужасе, в том числе и отъехавшие, и все те идеологи, которые проводили американскую логику внутри ЕС, они задаются одним вопросом, а что им делать», — сказала журналистам официальный представитель внешнеполитического ведомства России Мария Захарова.

При этом Захарова отметила, что действия Финляндии нанесли урон не России, а собственным гражданам. Официальный представитель МИД РФ при этом задалась резонным вопросом: «что вообще Европейский союз намерен делать, оказавшись в американской ловушке?»

Как уже указывалось выше, число мигрантов из третьих стран, пересекающих границу между Россией и Финляндией, значительно меньше по сравнению с числом тех, кто ищет новый дом и пересекает границу Евросоюза. Что еще раз подчеркивает неконструктивность действий финских властей в принимаемых решениях относительно России.

Согласно высказыванию председателя Госдумы Вячеслава Володина, закрытие Хельсинских контрольно-пропускных пунктов на границе с Россией грозит Финляндии серьезными убытками, которые, по разным оценкам, могут составить до 3 миллиардов евро. В своем Telegram-канале политик отметил, что выстраивание «железного занавеса» на востоке является наказанием в первую очередь для собственных граждан Финляндии и лишает страну возможности для развития.

Действия Финляндии лежат в том же русле антироссийской политики нынешнего руководства, заданной еще в прошлом году, когда страна, вступив в НАТО, начала активное отдаление от России, ужесточив меры против граждан России и разрушив своими действиями экономические связи между странами.

Множество экспертов объединяются во мнении, что Финляндия вполне осознает риски своей антироссийской стратегии и тем не менее активно продолжает ухудшать двусторонние отношения. Очередным очевидным шагом считается возможное блокирование российских судов в Финском заливе или изменение статуса Аландских островов как демилитаризованной зоны.

Под предлогом защиты от мигрантов власти Финляндии ведут страну к еще большей изоляции от России. К чему приведут такие опрометчивые шаги властей страны, вступившей недавно в Североатлантический альянс?