Новая интифада не прекратится, пока обе стороны не устанут от войны

Останется ли конфликт Израиля и Палестины региональным?

Эжен Делакруа. Поединок двух рыцарей. 1824
Эжен Делакруа. Поединок двух рыцарей. 1824

Уже неделю Израиль и ХАМАС обмениваются ракетными ударами, жертв уже много с обеих сторон. На Западном берегу и в Восточном Иерусалиме происходят беспорядки, а израильские власти готовятся к наземной операции в секторе Газа.

Останется ли конфликт региональным или приобретет более крупные масштабы? На этот и другие вопросы в интервью для ИА Красная Весна отвечает военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

ИА Красная Весна: Идет обострение конфликта между Израилем и сектором Газа. На Ваш взгляд, какие последствия этой войны могут быть для региона и в целом для мира? Или это все останется на региональном уровне?

Алексей Леонков: Если мы говорим о последствиях для региона, то там будут разрушения и жертвы среди мирного населения, и очень прискорбно, что гибнут дети. Никто останавливаться не хочет, и каждая из сторон стоит на своей правоте и считает, что она [ее мнение] — истина в последней инстанции и никто ей не указ.

При этом стороны не слышат призывы к миру, что эти вопросы надо решать мирно. А вопрос о том, кто виноват, кто не виноват, сейчас решить сложно. Потому что конфликт идет десятилетия, а устойчивого примирения нет.

Я думаю, что это будет идти до тех пор, пока стороны, как и в предыдущих интифадах, не придут к такому положению, когда они устанут от войны. Ведь прошлые интифады заканчивались примерно так, там были политические сдвиги или в пользу Палестины, или в пользу Израиля.

Сейчас главное, чтобы стороны конфликта убедить прекратить огонь, потому что обстрелы идут и днем, и ночью, и реактивная артиллерия ХАМАСа работает, и «Железный купол» работает, и танки стреляют, авиация наносит удары. Так, в ночь на 14 мая был большой авианалет израильских ВВС, мирные кварталы в палестинских городах разрушены. Там кошмар творится, честно говоря.

ИА Красная Весна: Да, это «немного» выходит за рамки небольшой войны.

Леонков: Это неоправданная жестокость. С обеих сторон нет призывов к миру, многие требуют, наоборот, решить все военным путем. В Израиле призывают к наземной операции, с той стороны звучат призывы о том, чтобы раз и навсегда покончить с агрессией Израиля. Плохо то, что стороны не слышат тех, кто их призывает к миру: ни председателя ООН Антониу Гуттериша, ни российского президента, ни американского.

К тому же Америка занимает то одну позицию, то другую. Все началось с перемещения посольства в Иерусалим, что чуть не привело к вспышке интифады. Иерусалим считается спорным городом, идет спор о том, чей он — израильский или палестинский, палестинцы жили там до 1947 года.

Тут еще турки подливают масло в огонь. То есть сейчас там творится тот самый винегрет, который был, например, в Сирии, когда было непонятно, кто за кого воевал, кто кого поддерживал, кровь лилась рекой, при этом гибли мирные жители, появились беженцы. Конфликт находится в горячей фазе, и пока не видно просветления среди дыма и пожарищ, которые идут в результате ежедневных, еженощных обстрелов.

ИА Красная Весна: Может, это прозвучит странно, но мы можем видеть здесь игру против Израиля? Он же находится в недружественном окружении.

Леонков: Да, такое есть. Израиль расширял свою территорию за счет конфликтов с палестинцами. И все об этом знают. Было государство Палестина, а теперь оно почти исчезло с карты. При этом понять, кто спровоцировал нынешнюю войну, сложно, так как стороны конфликта обвиняют друг друга.

Понятное дело, что в военно-техническом плане Израиль превышает возможности ХАМАС, но что? У ХАМАСа нет ни армии, ни танков, ни самолетов, ни вертолетов? У них есть отдельные боевые отряды, по разным оценкам общей численностью около 30 000 штыков, ракеты «Кассам» и «Фаджир», а также новые ракеты с дальностью больше 150 км.

Есть еще стрелковое оружие, противотанковые комплексы, которые во время второй интифады эффективно уничтожали израильские танки «Меркава». В той войне Израиль потерял до 50 танков.

Что в этот раз будет — непонятно. Понятно, что ХАМАС поддерживает Иран. Глава спецподразделения «Аль-Кудс» Исмаил Кани заявил, что Тегеран окажет ХАМАС «всестороннюю поддержку» в борьбе против Израиля.

За ХАМАС вступилась Турция, а за Израиль вступились США. Россия призывает образумиться, прекратить стрелять друг в друга. То есть мы пытаемся выступить в роли посредника, но пока длится горячая фаза конфликта, пока грохочут пушки, договорится о чем-либо очень сложно.

Израиль идет как бульдозер, до определенной точки. Как и в прошлые разы — он достигал каких-то результатов, тогда только останавливался. При этом палестинцы активно сопротивлялись.

Счет потерь всегда был не в пользу палестинцев, но они не сдаются, так как, в принципе, им бежать некуда. Это земля, на которой они жили веками, и когда их оттуда выселяют, то куда им бежать? Становиться беженцами и изгоями в другом государстве? Поэтому сопротивление палестинцев понятно.

Почему стороны не могут договориться и решить мирным путем — вот это непонятно. Что им мешает решить вопрос, чтобы эти два народа жили мирно?

Сейчас в интернете появляются фотографии о том, что палестинцы и израильтяне вместе пишут письма Богу. «Мир, прекратите войну…» То есть там есть люди, которые понимают, что эта война всех достала: бесконечные конфликты, теракты, другие вещи. Но кто-то решает идти другим путем и плюет на мнение простых граждан, — что с одной стороны, что с другой.

ИА Красная Весна: Конфликт имеет потенциал для роста в масштабах региона и, может, в масштабах более крупных?

Леонков: Тут многое зависит от роли США. Если они вмешаются в конфликт, вмешаются с военной точки зрения, то он перестанет быть региональным. И к чему это приведет, сложно предположить, потому что сейчас арабский мир занимает сторону Палестины. А вот в сирийском конфликте было разделение: кто-то поддерживал Сирию, кто-то был против нее. Таким образом, многое зависит и от позиции арабского мира.

До недавнего времени единственной ниточкой связи Газы с внешним миром был Египет, который сейчас шлет туда гуманитарную помощь. Египет предлагает Израилю прекратить боевые действия и пойти на мирные переговоры, но Израиль пока отвергает эти предложения. К Египту уже присоединилась Саудовская Аравия. Поэтому конфликт Израиля против палестинцев может выйти за рамки региона.

Читайте также: Конфликт Израиля и Палестины. Кто еще вмешается в войну?