На фоне этой странной Америки, больше не защищающей свои ценности, Россия все поворачивает в свою пользу в любом месте, где это возможно.

Бернар-Анри Леви: история не умерла, она просыпается от кажущейся спячки

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Бернар-Анри Леви
Бернар-Анри Леви
Бернар-Анри Леви

Концепция Френсиса Фукуямы о конце истории терпит крах, она не работает, заявил французский философ Бернар-Анри Леви. Он отмечает, что на мировой арене вновь идет борьба идей, в которой участвует Россия, Китай и радикальный ислам.

Леви, известный своей поддержкой цветных революций в Ливии, на Украине и в Сирии, обвинявший Россию в насилии на Украине, дал оценку современной мировой ситуации 9 марта в интервью информационному агентству Кurdistan 24.

Перевод интервью на русский язык представляет ИА Красная Весна.

Лори Майлори (ЛМ): Читая Вашу великолепную новую книгу, нам возможно удастся увидеть большую картину, если сделаем один шаг назад и поглядим на 30 лет, прошедших с момента крушения Советского Союза.

Как Вам кажется, когда все приветствовали «Конец истории» Фрэнка (Френсис — прим. ИА Красная Весна) Фукуямы, было ли это преждевременным и необоснованным?

Анри-Леви (АЛ): Да, совершенно преждевременным. Фукуяма великий мыслитель, и он поднял важный вопрос, но он ошибался. Эта книга, в которой я говорю о сегодняшней ситуации, о том, что произошло в Курдистане — это ответ Фукуяме. Я доказываю, что он ошибался.

История не закончилась. История не замерла. Увы — мне бы хотелось, чтобы Фукуяма оказался прав, но либеральная демократия не победила на всей планете. Случилась перезагрузка, как в компьютере, перезагрузка истории, с новыми ставками, новыми идеологическими сражениями, новыми реальными битвами. Например, с ростом радикального ислама, с растущим китайским империализмом, с волей к власти Владимира Путина.

У нас есть пять театров действий, которые я описал и обрисовал в этой книге. Это места, как бы, пробуждения истории, которая просыпается от кажущейся спячки.

ЛМ: И как Вы видете Россию сегодня? Вы упоминаете Путина. Как Вы думаете, что сейчас делают Путин и Россия?

АЛ: Россия, с точки зрения демографии, финансов и экономики, является слабой державой. Россию можно даже охарактеризовать, как я это делаю в книге, в качестве «государства-зомби». Но на фоне этой странной Америки, больше не защищающей свои ценности, Россия все поворачивает в свою пользу в любом месте, где это возможно.

Например, решение президента Трампа о выводе войск из Сирии стало великолепным подарком Башару Асаду — «великому демократу», как нам известно, движению «Хезболла» и Ирану — тоже «великим поборникам демократии», и «крестному отцу» этой коалиции в лице России.

Америка оставляет Ближний Восток. Сегодня, как минимум, Сирию, но если так и дальше будет продолжаться, то завтра и Ливан, и весь остальной регион достанутся Владимиру Путину.

Так что для меня Владимир Путин — часть проблемы. Россия — часть этого нового мира, управляемого все в большей степени нелиберальными и недемократическими силами и ценностями.

ЛМ: Значит, эти озвученные намерения вывода войск из Сирии, а некоторые из нас надеются, что это не произойдет, но если это случится, то это вписывается в Ваш тезис об отречении США (от лидирующей роли — прим. переводчика — прим. ИА Красная Весна)?

АЛ: Увы, вписывается. Больше всего мне бы хотелось ошибаться. Мне бы больше всего хотелось увидеть Америку действительно снова великой, вернувшейся к своей вере, принципам и ценностям, но это не так.

Сейчас в Сирии Америка бросает последних сирийских демократов на милость Башару Асаду, а курдов — Эрдогану.

Дональд Трамп может говорить, что он предупредил Эрдогана, мол «смотри мне, ты несешь ответственность за судьбу курдов». Но после вывода американских войск, если он случится, Эрдоган будет делать все, что ему заблагорассудится. А президент Трамп выдал Эрдогану лицензию на расстрелы и на любые действия, которые покажутся ему нужными - вот в чем реальность.

ЛМ: У Вас очень интересные рассуждения о влиянии интернета и социальных сетей на политику и на знания. Кое в чем это влияние положительное. Но Вы также очень интересно описываете негативное влияние социальных сетей и интернета. Не могли бы Вы объяснить свою мысль?

АЛ: Мы знаем, в чем положительное влияние. Каждому теперь стали доступны все знания мира. У каждого гражданина мира наконец появилась возможность самовыразиться, высказаться и сделать так, чтобы его услышали. Все женщины и мужчины мира выходят из мрака неведения, и это все хорошо — это большой шаг вперед для демократии.

Отрицательное влияние в том, что правда оказалась под ударом. В социальных сетях этого нового цифрового мира липовые новости правят бал. Разница между правдой и неправдой все в большей степени исчезает. Повсюду набирают вес всякие теории заговора. Это одно из отрицательных последствий этой цифровой революции.

Другое отрицательное последствие, которое я пытаюсь как можно глубже рассмотреть — наше изменяющееся отношение к самим себе.

Например, к нашей памяти. Мы все можем себе представить такую ситуацию: мы ужинаем с друзьями, общаемся, и вдруг нам оказывается нужной какая-то информация. Нужно вспомнить дату, например, или событие. Как бы мы поступили 20 лет назад? Мы бы стали рыться у себя в голове, вспоминать. А теперь мы достаем из своего кармана это маленькое устройство и «гуглим».

Наша память как бы утекает из нашей головы в телефон в нашем кармане. Это очень странный процесс, который может в итоге оказаться своего рода антропологической революцией.

В французской истории существует эпизод из первых веков христианства, в котором фигурирует некий епископ Денис. Все помнят — его обезглавили варвары, но случилось чудо: он смог взобраться на холм, ныне носящий имя Сен-Дени (Святой Денис — прим. ИА Красная Весна), держа голову под мышкой. Он взял свою голову под мышку и взобрался на этот холм! А теперь мы все как бы превращаемся в Святых Денисов, только держим мы не нашу голову, а нашу память, и не под мышкой, а в кармане!

Так что если это все дойдет до конца, если мы не мобилизуемся вместе с этими цифровыми компаниями, чтобы повернуть этот процесс вспять, если это все еще возможно, мы все в итоге окажемся Святыми Денисами, с вытекшей в офшор памятью. Это станет еще одной бедой, и я это анализирую в книге «Империя и пять королей».