Дистанционное обучение ведет к ликвидации бюджетного дополнительного образования в Томской области

«Дети стали дерганые, а образование превратилось в посмешище»

Изображение: Николай Богданов-Бельский. 1891
Новая сказка (фрагмент)
Новая сказка (фрагмент)

Весной 2020 года школьники в Томской области впервые массово столкнулись с дистанционным обучением. Причем ограничения были введены и для школ, и для дополнительного образования.

30 октября региональные власти объявили, что бюджетные кружки и секции могут продолжать работу в дистанционном формате. Ограничения были введены до 30 ноября.

Родители Томской области рассказали ИА Красная Весна, как изменилась жизнь их детей.


Василий Нагорный, отец троих детей:

Мои старшие дети — сын и дочь — посещали дом детского творчества «Созвездие». Сын занимался карате и робототехникой, дочь ходила на танцы и вокал.

28 октября нам было объявлено через преподавателей, что с 1 ноября все занятия в «Созвездии» переходят в дистанционный формат. Я задавал вопросы преподавателям по карате и робототехнике, но те лишь разводили руками.

Теперь о том, что такое дистанционный формат.

Робототехника. За всё время преподаватель прислал в WhatsApp одно задание — составить программу для робота. Ответ выслать скриншотами. На том дистанционное образование и закончилось. По факту занятия прекращены.

Карате — занятия проводятся при помощи Zoom. Тренер показывает, делает замечания и поправляет, что видит. В настоящее время занятия не проводятся даже в дистанционном формате, причина не ясна. По факту занятия прекращены.

Танцы. Так как кружок платный (мы платим полную стоимость обучения), то преподаватели сняли частный зал и занятия теперь идут там, то есть вне стен «Созвездия». Часть занятий проводится в дистанционном формате через Zoom.

Вокал. Два или три занятия по вокалу прошли в дистанционном формате, после чего мы, как родители, вежливо отказались заниматься вокалом через Zoom.

В целом, самая благополучная ситуация с танцами, хотя и не идеальная.

Вывод напрашивается сам собой: если человек платит за занятия своих детей (а танцы — это кружок платный), то ему, как говорится, и карты в руки. А если нет, то извините. Таким образом, на мой взгляд, государство сбрасывает с себя очередную «ненужную обузу» в виде, на этот раз, дополнительного образования, ибо частные кружки до сих пор никто не закрыл.

Надежда Скумай, мать двоих детей:

Старший сын занимается биатлоном в г. Северске. Результаты были очень хорошие, но с марта нормальных тренировок нет. Сейчас уже выпал снег, и дети могли бы заниматься на улице — ведь всем известно, что лыжный спорт очень полезен для легких, иммунитета. Дети не контактируют, когда занимаются на лыжах, ни друг с другом, ни с тренером.

В результате форма у спортсменов потеряна, надежды на новые разряды тают с каждым днем. За детей очень обидно — столько лет труда в спорте пропадает! Не сможет ребенок дистанционно заниматься так же, как с тренером!

Марина:

Дистанционное образование не дает никаких знаний: материал усваивается значительно хуже, контрольные работы списываются с интернета — ставят пятерки, а знаний на деле никаких… Кто в школе был отличником и хорошистом, после дистанционных уроков весной съехал на тройки. Интернет есть не везде, в селах дистанционное образование — это вообще никаких видеоуроков, а просто дают темы и задания, которые нужно выполнить. Если у кого-то в семье есть несколько детей и у всех уроки в одно время, то каждому нужно иметь свой компьютер и отдельную комнату. Далеко не у всех есть такая возможность! Общения со сверстниками нет. Школы дополнительного образования не работают.

Светлана Станкеева, мать четырех детей:

Какое может быть дистанционное обучение у дополнительного образования? Танцевать дома сложновато. Акробатика в квартире опасна вообще. Баскетбол? Занятия по ИЗО и бисеру возможны с видео-мастер-классами, но живого общения с педагогом ничто не заменит.

Еще большая проблема при дистанционке — социализация. Ребенок оторван от сверстников, от общения. Он замкнут, ограничен в пространстве. Даже дорога в школу и на любое дополнительное занятие уже несет что-то новое ребенку: прогулка, движение, просто на небо посмотрит. А в настоящее время все чаще дети привязаны к стулу, столу, экрану гаджетов. Это настоящее ограничение свободы — заключение ребенка в четырех стенах.

Ольга Павленко:

У меня дочь ходит в театральную студию во Дворце творчества. Не хотелось бы писать «ходила». Детям очень нравились эти занятия: с радостью задерживались на репетициях, общались со старшими, с преподавателем. Несколько раз ездили в Москву на фестивали. Для многих ребят это больше, чем кружок — настоящая отдушина. Спасибо за это нашему педагогу Анне Ивановне. И сейчас так обидно смотреть, во что превратились эти занятия! Никакая дистанционка не заменит живого общения, непосредственной передачи опыта, веселья, шуток, этюдов, сцены. Дети и так постоянно сидят в телефонах, компьютерах, часть заданий из школы переводится на цифровое обучение, так еще и дополнительное образование, которое должно отвлекать от гаджетов, плавно переходит туда же.

Светлана, мать 5-летнего ребенка:

Моему сыну 5 лет. Он ходил на шахматы и карате в спортшколу. После объявления очередной волны вируса, всеми распиаренного, детей, в том числе данных кружков, перевели на дистанционное обучение. Как итог — сын больше не занимается карате, так как преподаватель просто скидывал видео, по которым нужно заниматься. А как научиться карате, если рядом нет наставника? Неправильная техника защиты и боя приведут к плачевному сценарию. Я уж не говорю о порванных связках и травмах при неправильном выполнении упражнений.

Также сын не ходит на шахматы и, естественно, не занимается. Если бы у меня была возможность и желание научить его самой, то зачем мне посредник, которому я плачу деньги? И еще момент — это глаза. Моему ребенку всего 5 лет, и я не хочу, чтобы его зрение упало из-за того, что он постоянно смотрит в планшет.

Татьяна Павлюк, пенсионерка, бабушка шести внуков, в прошлом инженер-программист:

У меня внуки, и все проблемы, связанные с введением дистанционного дополнительного образования, знаю не понаслышке. Во время первой волны пандемии старший внук решил бросить художественную школу — дистанционный формат занятий его не устроил. Второй внук ходил в спортшколу на баскетбол. Сейчас занятия прекратились, и в свободное от уроков время ребенок сидит за телефоном или компьютером. Полученные на тренировках навыки теряются, ребенок без активного движения становится более слабым физически. Часто жалуется на головную боль.

Мария Олейникова, педагог дополнительного образования:

Я против дистанционного обучения! Для дополнительного образования — это не реально. Я работаю педагогом дополнительного образования в туризме. В дистанционном режиме — никаких выходов и походов. Все наши планы на каникулы рухнули, хотя если бы дети находились в походе, то дышали бы свежим воздухом и трудились, а так они сидят за гаджетами. В настоящее время нас ждут лыжи, а нельзя. Как можно заниматься туризмом дистанционно? Это смешно, а мы должны!

Галина, мать двоих детей:

Я мама двоих детей-школьников: 2-й и 8-й класс. Соответственно, мы столкнулись весной этого года с проблемой — дистанционное обучение. Я, как работающая мама, против дистанционного обучения! Считаю, что это абсолютно не формирует самостоятельность и неэффективно для ребенка, потому что необходимо постоянно контролировать его во время обучения через различные приложения, и все равно ребенок плохо усваивает материал, особенно дети младших классов. Они ведь только учатся учиться! И еще хотелось бы сказать, что дети лишаются самого главного — умения общаться. На данный момент мои дети ходят в школу, и я очень надеюсь на то, что они и дальше продолжат обучение на очной основе.

Нина Привалова:

Могу написать только свои наблюдения по ребятишкам-шестиклассникам. За время обучения на дистанционке у детей сильно падает зрение, все домашние задания списываются с компьютера, учителю нет возможности проверить и оценить уровень их знаний. Ребята разучились работать в классе, не могут сосредоточиться на учителе. Ухудшилась дисциплина.

Дети стали нервные, дерганые, не у всех всё сразу получается, ждут прихода родителей, потом до поздней ночи делают задания, чтобы утром отправить на проверку. Объяснения нового материала нет — родители, кто как может, объясняет. Система образования — одна из лучших в мире — превратилась в посмешище.