Выставка «Образы счастья» показала послевоенные цели СССР. Фоторепортаж
Выставка «Образы счастья» открылась в Музее Академии художеств в Петербурге и будет работать до 9 апреля 2023 года. Здесь представлены лучшие работы художников советской академической школы из собрания музея.
Среди мастеров, чьи произведения вошли в экспозицию, — Василий Арапов, Олег Гадалов, Василий Егоркин, Вячеслав Загонек, Леонид Кабачек, Николай Ломакин, Николай Осенев, Мария Рудницкая, Алексей Соколов, Борис Угаров, Сергей Шильников, Серафим Фролов и многие другие.
Экспозиция живописи сопровождается афишами советских фильмов, показом архивных видеозаписей советских новостей, а также стендами с копиями выпусков газеты «За социалистический реализм». Газета являлась печатным органом Института имени И. Е. Репина Академии художеств СССР, в ней публиковались новости в сфере искусства того времени, освещалась жизнь института и участие студентов в общественной жизни страны.
В том числе на страницах выпусков можно увидеть некоторые картины молодых художников из представленных на выставке. Например, «В детском саду» — работа сталинского стипендиата Федора Савостьянова.
«Работники литературы, искусства, кинематографии! Неустанно совершенствуйте свое мастерство! Создавайте новые высокоидейные художественные произведения, достойные великого советского народа!» — это слова из призыва Пленума ЦК ВКП (б) к 1 мая 1952 года. И деятели искусства стремились раскрыть идеи социализма — общества, в котором всеобщий труд на благо страны является частью жизни каждого.
Многие картины являлись дипломными работами выпускников Института имени И. Е. Репина Академии художеств СССР. Например, за свою работу «На текстильной фабрике» Татьяна Копнина получила диплом с отличием.
К числу лучших дипломных работ была отнесена также картина Владимира Токарева «Вода идет». Как писал в газете «За социалистический реализм» директор института Виктор Орешников, работу отличают единство замысла и композиции, яркость и убедительность образов.
Сегодня часто говорят, что в советское время транслируемые средствами массовой информации и искусством образы отличались от реальности. Возможно ли это? Молодые художники, оттачивая свое мастерство, ездили на практику в колхозы, на заводы, на социалистические стройки. Они своими глазами видели жизнь и передавали ее на полотнах.
Возможно, отрицательные черты действительности не попадали в сюжеты, но вступающему в жизнь молодому поколению показывали образ, к которому следовало стремиться. Эти образы было невозможно придумать, они были взяты из реальной жизни.
Прошедшая Великая Отечественная война напоминала о себе не только потерями и разрушениями. Искреннюю радость вызывали долгожданное возвращение солдат в родные края, вести о наградах. Художники обращались и к этим темам, описывая послевоенную советскую жизнь.
Все в стране понимали, что только трудом можно восстановить разрушенную экономику и улучшить жизнь народа. Молодые художники в своих работах изображали трудовые будни советских тружеников и в городе, и в деревне.
Как поясняют организаторы выставки, они выбрали для экспозиции работы, в которых наиболее явно проявляются особенности искусства того времени. Масштабное преображение послевоенного мира было одной из тем, к которой обращались художники.
В одиночку невозможно восстановить разрушенное хозяйство. Одной из целей советского искусства стал призыв каждого к участию в общем деле преобразования страны. Живописцы отражали в своих произведениях романтику строек и масштабность задуманных проектов.
К особенностям искусства послевоенного времени относятся, в том числе, выбор сюжетов, связанных с темами героического противостояния человека и природы. Мастера показывали в своих работах радость от преодоления трудностей и открытия нового.
Художники транслировали народу мысль, что нельзя останавливаться на достигнутых рубежах. Они изображали на своих картинах стахановское движение, работу советских изобретателей и ученых.
Деятели искусств послевоенного времени стремились показывать не только героическую повседневность. Они представляли жизнь, полную разных красок, не только на работе. Совместный отдых советских граждан — это один и сюжетов, к которым обращались живописцы.
Студенты выбирали темы для своих работ из реальной действительности. Например, Анна Костина видела, как в молдавских селах строятся хозяйственные сооружения, дома для колхозников, клубы, школы. «Всё это я наблюдала сама, и мне захотелось создать картину о том, как семья молдаван-колхозников празднует новоселье», — так она объясняет выбор сюжета в заметке, опубликованной 1 мая 1952 года.
Картина «В час отдыха» Елены Табаковой первоначально называлась «Новости дня». Как писала художница, она подолгу жила в передовых колхозах южных районов страны, наблюдая жизнь тружеников социалистической деревни, и ей захотелось показать радость колхозных будней, людей физической и духовной красоты. «В Картине „Новости дня“ я изобразила один из характерных и типичных моментов повседневной колхозной действительности: чтение газеты в полеводческой бригаде во время обеденного перерыва», — поясняет автор выбор сюжета.
Руководство страны, а вслед за ним и деятели искусства оказывали внимание также физическому развитию человека. Во всех уголках страны популяризировался массовый спорт, и это отражено в представленных на выставке картинах.
Воспитанию подрастающего поколения уделялось большое внимание. Советское руководство прекрасно понимало, что будущее окажется в руках тех, кто сегодня только вступает в жизнь.
В экспозиции представлено несколько скульптур, которые также отражают особенности искусства того времени. Посетители могут увидеть юных девушек разных национальностей, стремящуюся к знаниям школьницу, молодую семью, фигуры тружеников. В том числе представлен образ рабочего-стахановца.
И, конечно же, очень важной составляющей экспозиции являются портреты. Посетители видят лица советских людей, и это дополняет общую картину жизни страны в мирное время.
Художники стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали своеобразие своих героев, их характеры, переживания.
В экспозиции отсутствуют картины, посвященные революционным сюжетам или событиям прошедшей войны. Как указывают организаторы выставки, магистральной темой советской живописи послевоенного времени стала тема радостного восприятия мира, именно этому и посвящена выставка.
Выставка вызывает двойственное чувство. С одной стороны, становится тепло на сердце, поскольку оставленные мастерами для потомков картины оставляют светлое впечатление. Налицо отраженная в произведениях искусства радость от труда и общения, которой в настоящее время многим не хватает.
Однако сегодня уже предельно ясно, что, пока победители в Великой Отечественной войне почивали на лаврах, воспринимая мир радостно и строя светлое будущее, вовсю шли процессы, которые повернули развитие вспять. А руководство страны не смогло предотвратить разрушение советского государства и возрождение фашизма, который, как оказалось, не был повержен в 1945 году окончательно.
Понимание того, что мало было иметь образы счастья для создания справедливого мира, вызывает вопрос, что же следовало предпринять в послевоенное время, чтобы Победа над царством тьмы стала бесповоротной. Возможна ли вообще окончательная победа над злом, или борьба с ним является неотъемлемым требованием жизни?