Выставка «Образы счастья» показала послевоенные цели СССР. Фоторепортаж
![Выставка «Образы счастья» в Музее Академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/0b99d59ff0b4.jpg)
Выставка «Образы счастья» открылась в Музее Академии художеств в Петербурге и будет работать до 9 апреля 2023 года. Здесь представлены лучшие работы художников советской академической школы из собрания музея.
Среди мастеров, чьи произведения вошли в экспозицию, — Василий Арапов, Олег Гадалов, Василий Егоркин, Вячеслав Загонек, Леонид Кабачек, Николай Ломакин, Николай Осенев, Мария Рудницкая, Алексей Соколов, Борис Угаров, Сергей Шильников, Серафим Фролов и многие другие.
![Выставка «Образы счастья» в Музее Академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/e14160620d63.jpg)
Экспозиция живописи сопровождается афишами советских фильмов, показом архивных видеозаписей советских новостей, а также стендами с копиями выпусков газеты «За социалистический реализм». Газета являлась печатным органом Института имени И. Е. Репина Академии художеств СССР, в ней публиковались новости в сфере искусства того времени, освещалась жизнь института и участие студентов в общественной жизни страны.
![Газета. Выставка «Образы счастья» в Музее Академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/bfcef08f6f9a.jpg)
В том числе на страницах выпусков можно увидеть некоторые картины молодых художников из представленных на выставке. Например, «В детском саду» — работа сталинского стипендиата Федора Савостьянова.
![Федор Савостьянов. Детский сад. 1951](/static/files/f8a7c6211999.jpg)
«Работники литературы, искусства, кинематографии! Неустанно совершенствуйте свое мастерство! Создавайте новые высокоидейные художественные произведения, достойные великого советского народа!» — это слова из призыва Пленума ЦК ВКП (б) к 1 мая 1952 года. И деятели искусства стремились раскрыть идеи социализма — общества, в котором всеобщий труд на благо страны является частью жизни каждого.
![Н. Г. Ломакин. Первая деталь. 1953. Музей академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/1d61a1ca2e2a.jpg)
Многие картины являлись дипломными работами выпускников Института имени И. Е. Репина Академии художеств СССР. Например, за свою работу «На текстильной фабрике» Татьяна Копнина получила диплом с отличием.
![Т. В. Копнина. На текстильной фабрике (фрагмент). 1950](/static/files/5033afff7daf.jpg)
К числу лучших дипломных работ была отнесена также картина Владимира Токарева «Вода идет». Как писал в газете «За социалистический реализм» директор института Виктор Орешников, работу отличают единство замысла и композиции, яркость и убедительность образов.
![В. Ф. Токарев. Вода идет. 1954. Музей академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/a2be2620928e.jpg)
Сегодня часто говорят, что в советское время транслируемые средствами массовой информации и искусством образы отличались от реальности. Возможно ли это? Молодые художники, оттачивая свое мастерство, ездили на практику в колхозы, на заводы, на социалистические стройки. Они своими глазами видели жизнь и передавали ее на полотнах.
![Г. А. Зеленская. Восстановление фонтана «Самсон» в Петродворце. 1949](/static/files/3c05db5a1e3d.jpg)
Возможно, отрицательные черты действительности не попадали в сюжеты, но вступающему в жизнь молодому поколению показывали образ, к которому следовало стремиться. Эти образы было невозможно придумать, они были взяты из реальной жизни.
![Ю.С.Подлясский. Молотьба. 1949](/static/files/73fc5187c42a.jpg)
Прошедшая Великая Отечественная война напоминала о себе не только потерями и разрушениями. Искреннюю радость вызывали долгожданное возвращение солдат в родные края, вести о наградах. Художники обращались и к этим темам, описывая послевоенную советскую жизнь.
![Э. С. Арцрунян. Домой, в родные края. 1957. Музей академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/ca0ad687da18.jpg)
![Н. И. Осенев. Весть о награде (фрагмент). 1949](/static/files/b6ec81eda5d6.jpg)
Все в стране понимали, что только трудом можно восстановить разрушенную экономику и улучшить жизнь народа. Молодые художники в своих работах изображали трудовые будни советских тружеников и в городе, и в деревне.
![С. А. Бузулуков. Завод. Эскиз. 1950](/static/files/ba6095a3956e.jpg)
![И. М. Пентешин. Сев. 1952](/static/files/d01ba2da11bd.jpg)
Как поясняют организаторы выставки, они выбрали для экспозиции работы, в которых наиболее явно проявляются особенности искусства того времени. Масштабное преображение послевоенного мира было одной из тем, к которой обращались художники.
![Н. А. Абрамов. Пуск воды на Цимлянской ГЭС. 1951](/static/files/9c6e03842d5c.jpg)
В одиночку невозможно восстановить разрушенное хозяйство. Одной из целей советского искусства стал призыв каждого к участию в общем деле преобразования страны. Живописцы отражали в своих произведениях романтику строек и масштабность задуманных проектов.
![В. А. Ленивцев. На стройку. 1952](/static/files/fb9ccea0edc0.jpg)
![Л. Г. Чорбадзе-Толмасова. В новую жизнь. 1956. Музей академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/592a34c7b180.jpg)
К особенностям искусства послевоенного времени относятся, в том числе, выбор сюжетов, связанных с темами героического противостояния человека и природы. Мастера показывали в своих работах радость от преодоления трудностей и открытия нового.
![Н.М. Кузыбаев. Изыскатели. 1953. Музей академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/546d6baabf07.jpg)
![С. Л. Фролов. Советские геологи (фрагмент). 1951](/static/files/427790009d89.jpg)
![Р. И. Вовкушевский. Альпинисты (фрагмент). 1949](/static/files/6024998a8085.jpg)
Художники транслировали народу мысль, что нельзя останавливаться на достигнутых рубежах. Они изображали на своих картинах стахановское движение, работу советских изобретателей и ученых.
![А.П.Левитин. Обмен стахановским опытом (фрагмент). 1951](/static/files/e96162fcfbd8.jpg)
![С. А. Бузулуков. Рационализаторы (эскиз).1951](/static/files/a13b3f156d43.jpg)
![А. М. Дубовик. Физики. 1965. Музей академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/56e897a6977d.jpg)
Деятели искусств послевоенного времени стремились показывать не только героическую повседневность. Они представляли жизнь, полную разных красок, не только на работе. Совместный отдых советских граждан — это один и сюжетов, к которым обращались живописцы.
![Л. В. Гудсков. Отдых. 1952](/static/files/c7fb40aca55c.jpg)
![Л.В.Кабачек. Отдохнули. 1954. Музей академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/93f6e05148a5.jpg)
![Г. А. Песис. В обеденный перерыв на заводе. 1953. Музей академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/723f6dc148b5.jpg)
Студенты выбирали темы для своих работ из реальной действительности. Например, Анна Костина видела, как в молдавских селах строятся хозяйственные сооружения, дома для колхозников, клубы, школы. «Всё это я наблюдала сама, и мне захотелось создать картину о том, как семья молдаван-колхозников празднует новоселье», — так она объясняет выбор сюжета в заметке, опубликованной 1 мая 1952 года.
![А. Ф. Костина. Гости на новоселье в новом доме молдавского колхозника. 1952](/static/files/001464873ec3.jpg)
Картина «В час отдыха» Елены Табаковой первоначально называлась «Новости дня». Как писала художница, она подолгу жила в передовых колхозах южных районов страны, наблюдая жизнь тружеников социалистической деревни, и ей захотелось показать радость колхозных будней, людей физической и духовной красоты. «В Картине „Новости дня“ я изобразила один из характерных и типичных моментов повседневной колхозной действительности: чтение газеты в полеводческой бригаде во время обеденного перерыва», — поясняет автор выбор сюжета.
![Е. И. Табакова. В час отдыха. 1953. Музей академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/1f60c92d5ed1.jpg)
Руководство страны, а вслед за ним и деятели искусства оказывали внимание также физическому развитию человека. Во всех уголках страны популяризировался массовый спорт, и это отражено в представленных на выставке картинах.
![Б. М. Лавренко. На колхозном стадионе. 1952](/static/files/0362e41fc49b.jpg)
![Н. А. Сергеева. Юные фигуристки. 1950](/static/files/c50bd2901e2b.jpg)
Воспитанию подрастающего поколения уделялось большое внимание. Советское руководство прекрасно понимало, что будущее окажется в руках тех, кто сегодня только вступает в жизнь.
![А. М. Иванова. Нахимовцы в Военно-морском музее. 1951](/static/files/34f1e723dc2a.jpg)
![П. А. Чернов. Подруги. 1951](/static/files/2706e4802978.jpg)
![Н. А. Постникова. Ремесленники. 1947](/static/files/6cd6fbd32f4c.jpg)
В экспозиции представлено несколько скульптур, которые также отражают особенности искусства того времени. Посетители могут увидеть юных девушек разных национальностей, стремящуюся к знаниям школьницу, молодую семью, фигуры тружеников. В том числе представлен образ рабочего-стахановца.
![М. И. Меньшиков, «Школьница», 1952. В.•Н.•Соколов, «Трудовая победа», 1950. Л.•И.•Ушакова, «Дружба»,1950 . Музей Академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/0512a26884da.jpg)
И, конечно же, очень важной составляющей экспозиции являются портреты. Посетители видят лица советских людей, и это дополняет общую картину жизни страны в мирное время.
![Выставка «Образы счастья» в Музее Академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/995b45ee6b87.jpg)
![Выставка «Образы счастья» в Музее Академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/1ce06fdf0d55.jpg)
Художники стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали своеобразие своих героев, их характеры, переживания.
![П. А. Чернов. Женский портрет, 1949-1950. Э.•В.•Козлов. Штукатуры, 1955. Музей Академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/81006cde4d3c.jpg)
![В. И. Иевлев. Двойной портрет. 1951](/static/files/69d621731777.jpg)
В экспозиции отсутствуют картины, посвященные революционным сюжетам или событиям прошедшей войны. Как указывают организаторы выставки, магистральной темой советской живописи послевоенного времени стала тема радостного восприятия мира, именно этому и посвящена выставка.
![А.П.Ацманчук. День Военно-морского флота. 1953. Музей академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/ab2aad45fc26.jpg)
![П. Г. Кипарисов. Песня. 1955. Музей академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/c226dfcb7276.jpg)
![Т. Н. Голимбиевская. Праздник.1965. Музей академии художеств (Санкт-Петербург)](/static/files/54a38b20a6bf.jpg)
Выставка вызывает двойственное чувство. С одной стороны, становится тепло на сердце, поскольку оставленные мастерами для потомков картины оставляют светлое впечатление. Налицо отраженная в произведениях искусства радость от труда и общения, которой в настоящее время многим не хватает.
![А. С. Папикян. Стахановцы СеванГЭСстроя. 1949](/static/files/216d044f7711.jpg)
Однако сегодня уже предельно ясно, что, пока победители в Великой Отечественной войне почивали на лаврах, воспринимая мир радостно и строя светлое будущее, вовсю шли процессы, которые повернули развитие вспять. А руководство страны не смогло предотвратить разрушение советского государства и возрождение фашизма, который, как оказалось, не был повержен в 1945 году окончательно.
![А. К. Соколов. Знаменосцы мира (фрагмент). 1951](/static/files/2b35a2a3a6da.jpg)
Понимание того, что мало было иметь образы счастья для создания справедливого мира, вызывает вопрос, что же следовало предпринять в послевоенное время, чтобы Победа над царством тьмы стала бесповоротной. Возможна ли вообще окончательная победа над злом, или борьба с ним является неотъемлемым требованием жизни?