США снова продемонстрировали ограничительные меры в отношении Китая и России. Но две страны избрали разные пути защиты от них. А между тем не все западные компании выдерживают технологическую гонку без каких-либо санкций в отношении себя.

Новые санкции и старые соперники — электроника за неделю

Изображение: Евгений Давыдов © ИА Красная Весна
Электроника
Электроника
Электроника

Мировая электронная война

Две недели назад в китайских СМИ появилось сообщение о том, что крупнейший производитель оборудования для производства микроэлектроники — голландская ASML — имеет запрет на прием на работу китайских граждан. Это выразилось в отказе китайскому студенту, который учился в Голландии и хотел устроится в ASML или ее дочернюю компанию. На прошедшей неделе стала известна позиция ASML относительно этого случая.

Компания заявила, что берет на работу людей любого гражданства без ограничений. Однако, подразделения ASML, находящиеся на территории США, могут трудоустраивать только людей, которые имеют разрешение на работу в этой стране. Также ограничения могут касаться сотрудников филиалов, находящихся вне США, но работающих над проектами вместе с подразделениями, базирующимися в Америке.

Необходимость получения лицензии для работы в командах в США действует давно, как заверяет ASML, но в компании отметили, что требования при выдаче разрешения становятся все более жесткими.

СМИ связывают запрет, если он действительно имеет место, с опасениями США, что передовые технологии «утекут» в Китай, который постоянно обвиняется американцами в нарушении прав на интеллектуальную собственность. Но с другой стороны, западные компании все больше зависят от Китая и как от поставщика продукции и комплектующих, и как от рынка сбыта, доступ на который может быть перекрыт ответными мерами китайского правительства.

Это хорошо видно по симметричным ответам Пекина на вводимые администрацией Дональда Трампа санкции. Кроме того, и в электронной отрасли мы уже обсуждали введение запрета на продажу в Китае некоторой продукции американской Micron. В области технологий Китай пока отстает от Запада и Востока, поэтому на недружественные меры в этой области китайцам найти ответ гораздо сложнее. Только разработка своих технологий может помочь избежать зависимости от прихоти западных партнеров. И Китай этим активно занимается.

Применяется санкционное оружие и против России. В прошлый раз мы обсуждали новый удар США, связанный с полным запретом на поставку в РФ электроники двойного назначения. На прошедшей неделе стало известно о введении санкций против «Научно-исследовательского института молекулярной электроники» (НИИМЭ), который работает в паре с зеленоградским производителем электроники «Микрон».

В Советском Союзе в Зеленограде в 1960-х годах создавался комплекс из нескольких НИИ, и у каждого был опытный завод. Однако советская программа была реализована не полностью и опытным заводам пришлось выпускать серийную продукцию. Сейчас НИИМЭ занимается разработкой техпроцессов для «Микрона» и самих микросхем, которые завод выпускает.

Новые санкции предполагают ограничения на экспорт продукции и технологий институту. «Микрон» и его зеленоградский конкурент «Ангстрем-Т» (а также старый «Ангстрем») уже находятся под санкциями. Теперь они распространены и на НИИМЭ. Поводом для их введения являются все те же опасения США за свою национальную безопасность.

В чем стратегически состоит китайский ответ на санкционный вызов, понятно. Мы обсуждали и разработку своих процессоров, и финансовые вливания в новые технологии, и контрмеры. А чем занимается Россия?

Российские метания между «хочу» и «надо»

Начнем с тех же «Микрона» и «Ангстрема». На прошедшей неделе СМИ сообщили о новых разработках компаний. Работают они примерно в одном направлении. «Микрон» разработал и готов производить RFID-метку для маркирования багажа, которая поможет отследить его местоположение, если он потерялся. «Ангстрем» — метку для госномеров для автомобилей.

В основном новости, по крайней мере от «Микрона», в последнее время поступают об успехах в производстве миниатюрных микросхем для всяких карточек и проездных билетов. Может возникнуть вопрос, почему зеленоградцы так «прикипели» к этому виду продукции. Но ясность появляется, если вспомнить о плане гарантированных госзакупкок электроники от 2016 года. По нему ведомства обязывались закупать продукцию отечественных производителей в основном для изготовления документов с электронной составляющей.

Беда в том, что в середине февраля 2018 года премьер Медведев сообщил, что этот план в 2017 году выполнен только на 13%. Премьер сетовал, что проблемы де носят организационный характер и их надо изжить. Ответственными за закупки были назначены министерства-заказчики, то есть МВД, ФМС, Минздрав, Минобороны, МЧС, Центробанк и другие ведомства. Они должны были покупать чипы для водительских удостоверений, полисов ОМС, электронных жетонов военнослужащего, паспортно-визовых документов, банковских карт производства «Микрона» и «Ангстрема-Т». Также МВД должно было купить компьютеры на базе процессоров «Эльбрус» и «Байкал» партиями в десятки тысяч штук. Но мало что из этих планов было реализовано.

На прошедшей неделе портал CNews сообщил, что Минкомсвязи подтвердило изданию, что план госзакупок российской электроники будет изменен. Детали нового плана пока не раскрыты. Пока о них можно судить только по пояснительной записке, сопровождающей проект приказа по МВД о введении в обращение нового типа водительских удостоверений. В ней называются сроки и объемы закупок и делается отсылка уже к новому плану закупок отечественной электроники на 2018-2024 годы.

В текущем году планируется закупить только 10 тыс. штук чипов за 2,6 млн рублей. Далее каждый год по 18 млн штук по цене, возрастающей от 4,9 млрд рублей в 2019 году до 6,1 млрд в 2024.

Десятки тысяч компьютеров на отечественных процессорах из старого плана выглядят блекло на фоне данных по поставкам компьютеров в страну за второй квартал 2018 года. Данные компании IDC Russia говорят о том, что всего в страну было поставлено 1,47 млн персональных компьютеров. Сообщается, что это на 22% больше аналогичного показателя 2017 года.

Таков на сегодняшний день объем российского рынка ПК. Не будем фантазировать, что бы было, если бы все эти компьютеры были на отечественных процессорах, и как бы развивалась российская электроника с такими объемами продаж. Понятно, что государство не может убедить или принудить каждого рядового пользователя покупать только наши компьютеры. Но на уровне госструктур и госкомпаний это вполне реально. (Напомним, что так поступали в других странах, например, в США на заре вычислительной техники.) Однако мы видим, что этого не делается даже в минимальных объемах, запланированных программой гарантированных закупок.

Вопрос может быть сформулирован классическим образом: глупость или измена? Только реальная ситуация скорее состоит в том, что безразличие и недееспособность затмевают и глупость, и измену на радость тем, кто насаждает глупость и поощряет измену. Зачем развивать электронику, если есть нефть? Если такая позиция возобладала в элите, то это повторение пагубного выбора элиты времен позднего СССР.

С одной стороны, по риторике министров по поводу импортозамещения складывается впечатление, что государство заинтересовано в становлении электронной отрасли, но с другой — по факту, планы по обеспечению рынка сбыта для нее проваливаются. И пока на рынке ПК в России доминируют: HP — 23,9%, Lenovo — 17,5%, ASUS — 15,9%, Acer — 13,6% и Dell — 4,3%.

Построены эти компьютеры на процессорах Intel и AMD. В их соперничестве на мировом рынке в последнее время тоже произошли события, заслуживающие внимания.

Старые соперники

Один из крупнейших производителей микросхем на заказ, GlobalFoundries, на прошедшей неделе заявила, что отказывается от разработки техпроцесса с нормами 7 нм, а также замораживает исследования для техпроцессов 5 и 3 нм. Вызвано это решение коммерческой нецелесообразностью вложений огромных средств, которые компания не сможет вернуть инвесторам. Нет уверенности, что компания останется и в исследовательском альянсе IBM Research Alliance (куда входят IBM, Samsung и GlobalFoundries), который занимается новыми технологиями производства полупроводниковой продукции.

Владельцем GlobalFoundries является суверенный инвестиционный фонд Катара Mudabala. Он уже вложил в компанию около 20 млрд долларов. Техпроцесс 14 нм GlobalFoundries купила у своего конкурента Samsung.

Решение о замораживании разработки техпроцесса 7 нм окончательно переориентирует компанию AMD на производство своих передовых процессоров и видеокарт на тайваньском гиганте TSMC. Сообщение об этом также появилось на прошедшей неделе. Компании плодотворно сотрудничали и ранее, поэтому резких кардинальных изменений это событие не принесет. Но теперь можно констатировать, что из гонки за самые передовые техпроцессы выбыл еще один игрок.

Если говорить об AMD, то скорейшее внедрение процессоров, выполненных по технологии 7 нм может помочь в борьбе с давним конкурентом Intel, которая, как мы уже обсуждали, испытывает серьезные трудности с внедрением техпроцесса 10 нм.

Некоторые СМИ считают, что этими трудностями вызван дефицит поставок процессоров Intel, на который они обратили внимание на прошедшей неделе. По мнению 3DNews, поскольку планы были сориентированы на более скорое внедрение продукции 10 нм, запас 14-нанометровой продукции произведен не был.

Производители персональных компьютеров, например, Dell, уже прогнозируют дефицит процессоров Intel. Фиксируется и рост цен на них. Продукция конкурента AMD и так была дешевле процессоров Intel, а теперь разрыв становится еще больше.

Один из крупнейших немецких интернет-магазинов Mindfactory.de отметил на прошедшей неделе, что продажи AMD обогнали продажи Intel.

Мы уже обсуждали тревожные сигналы для Intel. Как мы видим, на чашу AMD в противостоянии с извечным старшим конкурентом добавилась еще одна небольшая гирька.

Если вернуться к отказу GlobalFoundries от гонки за нанометры, то надо обратить внимание на то, что китайцы, пусть и отставая на круг, а то и два, из гонки не выключаются. Их интересует не только коммерческая составляющая, как GlobalFoundries, но и необходимость обладать передовыми технологиями. Конечно, обладая ими, легче отвоевывать у конкурентов рынки, но и составляющая национальной безопасности, уход от технологической зависимости от не всегда дружественных стран заставляют китайцев тратить огромные усилия на разработку новых технологий и продукции. И в этом у них есть, чему поучиться нашим властям.

Если они действительно хотят поднять из руин российскую гражданскую электронику.