«Пашинян жестоко мстил генералу: в 2008 тот не швырнул страну в ад гражданской войны»
Провозглашенная весной 2018 года в Армении небывалая доселе демократия обернулась на практике чудовищным ростом произвола в правовой сфере. Политический характер множества уголовных дел, начатых при новой власти, широко обсуждается в обществе. Нередки ситуации, когда правоохранительная система Армении в своих действиях выходит за грань и закона, и моральных норм.
15 января в Ереване было созвано экстренное судебное заседание в целях изменения меры пресечения экс-депутату парламента Армении, бывшему замминистра обороны, бывшему председателю добровольческого союза «Еркрапа», герою Арцаха генералу Манвелу Григоряну.
Причиной спешки было резкое ухудшение состояния здоровья заключенного, который находился под арестом уже полтора года, несмотря на давно диагностированные тяжелые заболевания, включая онкологию и сахарный диабет.
Читайте также: Созвано экстренное судебное заседание по делу Манвела Григоряна
Доставленный в реанимацию медицинского центра «Наири» генерал был подключен к аппарату искусственного дыхания. Врачи зафиксировали нарушение сердечного ритма, грозящее остановкой сердца.
В ходе экстренного заседания суд постановил изменить меру пресечения смертельно больному генералу с ареста на подписку о невыезде. Это послабление было сделано по ходатайству прокуратуры.
Стоит отметить, что в течение полутора лет предварительного заключения ходатайства адвокатов об освобождении Григоряна под крупный залог или под поручительство, в первую очередь для осуществления его качественного лечения, всегда отклонялись.
Читайте также: Смертельно больного Манвела Григоряна освободили из-под стражи
Более того, еще в начале ноября 2019 года судья Мнацакан Мартиросян фиксировал отрицательную динамику состояния здоровья подследственного. Но никаких кардинальных изменений в содержании Григоряна не было сделано.
Когда экстренно собранный суд удалился на совещание с обещанием огласить в 20:30 (по ереванскому времени) свое решение, присутствовавшая на заседании жена генерала Назик Амирян сказала прокурорам, что это они довели генерала до крайне тяжелого состояния. Амирян добавила, что следователи запрещают ей посещать находящегося в реанимации супруга.
Читайте также: Генерала Григоряна в тяжелом состоянии отправляют домой из реанимации
16 января в СМИ появились сообщения, что освобожденного из-под ареста Григоряна выпишут из реанимации медицинского центра «Наири» и отправят домой всё в том же крайне тяжелом состоянии. Однако, по всей видимости, состояние больного не позволило ему покинуть стационар.
Достаточно скоро в тот же день в Facebook появилась видеозапись, на которой один из известных скандальными выходками уличных активистов, участник «бархатной революции» Дживан Абрамян заявил, что вместе еще с несколькими людьми направляется из Эчмиадзина, где Манвел Григорян проживал до ареста, в «Наири», чтобы лично удостовериться, насколько болен генерал.
Тот самый Абрамян, который на митинге в поддержку премьер-министра Никола Пашиняна 25 мая 2019 года кричал, что «размозжит голову президента Арцаха Бако Саакяна камнем», если Роберта Кочаряна — второго президента Армении и первого президента Нагорно-Карабахской Республики — примут в Арцахе.
«Из больницы мне сообщили, что он находится в медцентре. Его не собираются выписывать, однако Григорян может отказаться от медпомощи и отправиться домой. Мы же хотим, чтобы он выздоровел и понес ответственность по всей строгости закона», — сказал сидящий в салоне движущегося автомобиля Абрамян.
Он пообещал начать акции протеста, если опального генерала выпишут из больницы.
Читайте также: Двойная угроза жизни. К больному генералу Григоряну рвутся активисты
О дальнейшей судьбе «проверяльщиков» пресса не сообщала, однако, судя по всему, ситуации, когда в палату тяжело больного человека вваливается толпа развязных юнцов, удалось избежать.
21 января суд отклонил ходатайство защиты, которая просила разрешение отправить Григоряна на лечение во Францию, где он уже лечился ранее. Адвокат генерала после суда поделился с журналистами своими соображениями: «Возможно, суду не нужен здоровый Манвел Григорян. Может быть, они предпочитают видеть его мертвым?»
22 января министр юстиции Рустам Бадасян на правительственном часе в парламенте сообщил, что в связи ухудшением состояния здоровья Григоряна содержание его под арестом нецелесообразно, о чем было выпущено соответствующее заключение.
Григорян в тяжелом состоянии по-прежнему находится в отделении реанимации медцентра «Наири», он дышит с помощью специального оборудования и не может самостоятельно двигаться. Жизнь генерала по-прежнему под угрозой.
Читайте также: Журналист — властям Армении: «Генрих Гиммлер аплодирует вам из могилы!»
Ряд журналистов и политологов поделились мнением как по поводу того, зачем тяжелобольного генерала так упорно держали под арестом, так и по поводу его спешного освобождения.
Армянский журналист Георг Хачатурян считает, что именно из-за опасности возможной гибели Григоряна в тюремной камере был отдан приказ немедленно освободить подследственного. И что отдал приказ премьер-министр Никол Пашинян. «Ни о каком гуманизме здесь речь не идет и идти не может», — заявляет Хачатурян.
При этом журналист уверен, что причиной преследования Григоряна является месть за занятую им в 2008 году позицию, когда попытка «майданного» переворота, одним из основных организаторов которого был нынешний премьер-министр, не удалась.
«Никол Пашинян жестоко мстил генералу, — пишет журналист. — Мстил за то, что в 2008 году он не поддался уговорам Левона Тер-Петросяна, не перешел на его сторону, не швырнул страну в ад гражданской войны».
Кроме того, Хачатурян считает, что «живой и здоровый генерал», которого организаторы мятежа призывали перейти на сторону толпы и выступить против законной власти, абсолютно не нужен Пашиняну в качестве свидетеля, выступающего в суде.
«Манвел мог ООООЧЕНЬ многое рассказать — КАК и НА ЧТО его уговаривали эмиссары Тер-Петросяна в 2008. И прежде всего — сам Никол», — подчеркивает журналист.
Следствие, по мнению Хачатуряна, возможно, пыталось уговорить Григоряна, чтобы он дал ложные показания о роли экс-президента Армении Роберта Кочаряна, который и сам сейчас находится под следствием и под арестом по поводу «майданных» беспорядков 1 марта 2008 года.
Однако Григорян «видимо, счел свой арест искуплением за массу своих грехов и не дал ни одного ложного показания».
Признавая, что Манвел Григорян имел немало реальных прегрешений, Хачатурян подчеркивает, что его арест произвели под надуманным предлогом, а сопровождавшее этот арест скандальное видео было целиком постановочным и выпущено с целью опорочить генерала перед бывшими сослуживцами, чтобы те не встали на его защиту.
«При всей одиозности персоны генерала Манвела Григоряна, он — жертва бархатного режима», — уверен журналист.
Читайте также: Попытка «оранжевой революции» в Армении в 2008 году
Похожей позиции придерживается и политолог Бенджамин Матевосян. В своей публикации в интернет-издании «7or» Матевосян заявляет, что цели уголовного преследования Манвела Григоряна и удержания в заключении тяжелобольного человека — это месть и недопущение правдивых свидетельских показаний по делу «1 марта» с его стороны.
«Сегодняшний процесс против Манвела преследует две цели: лично отомстить Манвелу Григоряну и наказать его за то, что он не присоединился к демонстрантам 1 марта 2008 года, и, во-вторых, не позволить Григоряну выступить в суде и представить правдивые факты по делу», — считает Матевосян.
Он отмечает, что группа защитников Григоряна, а также немногие, но все еще существующие в Армении правозащитники, открыто говорят, что освобождение генерала из-под ареста вызвано исключительно боязнью властей — вдруг он умрет в тюрьме.
«Решение изменить меру пресечения теперь является просто попыткой избежать ответственности, если Манвел Григорян умрет за решеткой из-за обостренных проблем со здоровьем», — пишет политолог.
Делая вывод из этого и ряда других процессов в стране, Матевосян заключает, что Пашинян, «как обычно, пытается редактировать, но на этот раз не статью какую-нибудь, а историю всей страны. И нейтрализовать всех неудобных свидетелей. А Манвел Григорян — лишь одно звено в этой цепочке событий».