Дистанционное обучение может быть частью традиционного образования, но в России пытаются менять подход к образованию, что грозит расслоением общества

Дистанционное образование превратит учителя в гувернера — интервью

Изображение: Алексей Ткачев
Учительница
Учительница

Накануне Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) выпустила доклад под названием «Общество и пандемия. Опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России». Один из разделов документа посвящен проблемам образования.

Читайте также: «Дистанционка» должна найти свое место в обычной жизни — Голикова

С начала учебного года в 14 регионах России проходит эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС), который продлится до конца 2022 года. Среди экспериментальных регионов оказалась и Новосибирская область.

Редакция ИА Красная Весна обратилась к члену Общественного совета при министерстве образования Новосибирской области Александру Волкову, чтобы выяснить взаимосвязь между ЦОС и дистанционным обучением.

ИА Красная Весна: РАНХиГС опубликовала доклад, в котором была в том числе затронута тема Цифровой образовательной среды, эксперимент по внедрению которой проходит в ряде регионов России. Как связаны ЦОС и дистанционное обучение?

— Дистанционное обучение — это когда учитель взаимодействует с учениками на расстоянии. Такой способ обучения никогда не использовался как отдельная форма образования. Он являлся частью традиционного очного образования. Учащиеся приходили в класс или аудиторию, и им транслировалась лекция, например, какого-то известного ученого, который мог находиться в другом городе.

Цифровая образовательная среда, которая экспериментально внедряется в некоторых регионах страны, со слов разработчиков, расширяет интерактивность получения знаний и не заменяет личное общение с учителем. ЦОС не означает переход на дистанционное обучение.

Другое дело — концепция образования, изложенная в форсайт-проекте «Образование-2030», согласно которой основной формой образования является дистанционное. Ученик обучается не в классе, а дома за экраном гаджета, сам выбирает траекторию обучения и темп ее освоения.

Учитель превращается в гувернера, а к 2030 году вообще заменяется компьютером. Цели такого образования не скрываются его авторами — Грефом, Песковым и др.: сделать людей легко манипулируемыми. Образование должно разделиться: для элиты и для всех остальных.

ИА Красная Весна: Авторы доклада признают, что подавляющее большинство детей и родителей негативно отнеслись к дистанту, тем не менее проводится адаптация программ. Реформаторы будут «ломать через колено»?

— Судя по высказываниям вице-премьера Голиковой и спикера Совета Федерации РФ Матвиенко, которые высказались за внедрение дистанционного образования, возможно в ближайшее время изменение законодательства в сфере образования и ускоренное навязывание дистанта.

Читайте также: Дистанционное образование привело к катастрофе — педагог

ИА Красная Весна: Что родители на местах могут противопоставить этой тенденции с усиленным внедрением новой системы образования?

— Активные родители должны объединяться на местах и рассказывать другим родителям о надвигающейся беде. Нужно массово писать отказы от дистанционного обучения, дать опору администрации учебного заведения не уходить на дистант. Никто, кроме родителей, не будет бороться за их детей, это надо понимать.