Дистанционное обучение может быть частью традиционного образования, но в России пытаются менять подход к образованию, что грозит расслоением общества

Дистанционное образование превратит учителя в гувернера — интервью

Учительница
Учительница
Учительница
Изображение: Алексей Ткачев

Накануне Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) выпустила доклад под названием «Общество и пандемия. Опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России». Один из разделов документа посвящен проблемам образования.

Читайте также: «Дистанционка» должна найти свое место в обычной жизни — Голикова

С начала учебного года в 14 регионах России проходит эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС), который продлится до конца 2022 года. Среди экспериментальных регионов оказалась и Новосибирская область.

Редакция ИА Красная Весна обратилась к члену Общественного совета при министерстве образования Новосибирской области Александру Волкову, чтобы выяснить взаимосвязь между ЦОС и дистанционным обучением.

ИА Красная Весна: РАНХиГС опубликовала доклад, в котором была в том числе затронута тема Цифровой образовательной среды, эксперимент по внедрению которой проходит в ряде регионов России. Как связаны ЦОС и дистанционное обучение?

— Дистанционное обучение — это когда учитель взаимодействует с учениками на расстоянии. Такой способ обучения никогда не использовался как отдельная форма образования. Он являлся частью традиционного очного образования. Учащиеся приходили в класс или аудиторию, и им транслировалась лекция, например, какого-то известного ученого, который мог находиться в другом городе.

Цифровая образовательная среда, которая экспериментально внедряется в некоторых регионах страны, со слов разработчиков, расширяет интерактивность получения знаний и не заменяет личное общение с учителем. ЦОС не означает переход на дистанционное обучение.

Другое дело — концепция образования, изложенная в форсайт-проекте «Образование-2030», согласно которой основной формой образования является дистанционное. Ученик обучается не в классе, а дома за экраном гаджета, сам выбирает траекторию обучения и темп ее освоения.

Учитель превращается в гувернера, а к 2030 году вообще заменяется компьютером. Цели такого образования не скрываются его авторами — Грефом, Песковым и др.: сделать людей легко манипулируемыми. Образование должно разделиться: для элиты и для всех остальных.

ИА Красная Весна: Авторы доклада признают, что подавляющее большинство детей и родителей негативно отнеслись к дистанту, тем не менее проводится адаптация программ. Реформаторы будут «ломать через колено»?

— Судя по высказываниям вице-премьера Голиковой и спикера Совета Федерации РФ Матвиенко, которые высказались за внедрение дистанционного образования, возможно в ближайшее время изменение законодательства в сфере образования и ускоренное навязывание дистанта.

Читайте также: Дистанционное образование привело к катастрофе — педагог

ИА Красная Весна: Что родители на местах могут противопоставить этой тенденции с усиленным внедрением новой системы образования?

— Активные родители должны объединяться на местах и рассказывать другим родителям о надвигающейся беде. Нужно массово писать отказы от дистанционного обучения, дать опору администрации учебного заведения не уходить на дистант. Никто, кроме родителей, не будет бороться за их детей, это надо понимать.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER