Прямой эфир с губернатором Воронежской области. Острые вопросы
2 декабря 2019 года у губернатора Воронежской области Александра Гусева появилась официальная страница в соцсети «ВКонтакте». Уже на следующий день на этой странице, по результатам анализа обращений граждан, был опубликован пост с «ключевыми задачами и проблемами региона». Ряд вопросов остро стоит на повестке дня несколько лет.
Было перечислено шесть направлений. На первом месте оказалась проблема неприятного запаха в Воронеже из-за срыва программы реконструкции Левобережных очистных сооружений (ЛОС). Далее шли: проблема пробок на дорогах города, «переставшая устраивать граждан и власти» работа маршруток, проект застройки яблоневых садов, вопросы поддержки молодых семей и массового спорта.
Днем 17 февраля был анонсирован прямой эфир с Гусевым по 13 темам. В их число не попал вопрос о застройке яблоневых садов. Анонсы появились в том числе в официальной группе правительства области в соцсети «ВКонтакте» и на личной странице губернатора. Прямой эфир начался в 10:30 мск 18 февраля и продлился полтора часа. К его началу число просмотров поста в группе правительства перевалило за 50 тыс. и позже удвоилось.
Гражданам было предложено задавать вопросы главе региона в комментариях. Круг вопросов, волнующих жителей города и области, оказался шире предложенного правительством списка тем. Некоторые из них прозвучали в эфире. Остался не заданным заинтересовавший пользователей «ВКонтакте» вопрос, связанный с празднованием 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, хотя в число предложеных для эфира тем он входил.
Какие же ответы дал губернатор на вопросы по выделенным им в декабре 2019 года проблемным точкам региона?
Неприятный запах в городе
Регулярные жалобы жителей города на неприятный запах стали появляться во второй половине 2018 года. На совещании 2 ноября 2018 года Гусеву доложили, что причиной вони может быть некачественная работа ЛОС. Глава региона тогда потребовал решить проблему в течение суток.
3 декабря 2019 года губернатор отметил, что проблема находится на его личном контроле. Он выразил надежду, что у собственников ЛОС «хватит и ресурсов, и совести выполнить свои обязательства перед городом». «Уже дошло до уголовного дела», — добавил он.
Вопросы по этой теме задавали как жители города, так и воронежские СМИ. В эфире прозвучал вопрос от пользователя «ВКонтакте» Юрия Чернышова, «Комсомольской правды» и «ГТРК-Воронеж». «Когда в городе перестанет вонять? Раньше только в районе бама воняло, а сейчас и в Шилово и в садах и по левому берегу. На Холмистой молчу уже», — написал в своем вопросе Чернышов. «Комсомольская правда» попросила указать виновые организации и ожидающие их санкции, напомнив, что губернатор говорил «о виновности самих ЛОС». «Какая сейчас ситуация с цехом механического обезвоживания, который, как заявлялось, должен был решить проблему непрятного запаха?» — спросила «ГТРК-Воронеж».
Читайте также: Воронежу не место в топе «удобных городов», пока есть вонь, считают жители
Для лучшего понимания ответа губернатора в ходе прямого эфира важно помнить, что в конце 2015 года областным департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики была утверждена инвестиционная программа модернизации ЛОС на 2016–2025 годы. Она предполагает семь этапов суммарной стоимостью в 1 млрд 133 млн рублей. Один из источников ее финансирования — увеличенные доходы ЛОС за счет регулярного повышения тарифа на водоотведение.
Согласно программе, три этапа модернизации хозяйства ЛОС общей стоимостью 412 млн рублей должны быть закончены к 2020 году. В них входит «строительство нового блока сооружений механической очистки» стоимостью 270 млн рублей (2016–2018 годы), реконструкция одной из канализационных насосных станций в 2016 году стоимостью 55 млн рублей и «строительство блока обработки осадков» в 2018–2019 годах стоимостью 87 млн рублей.
Читайте также: Рост тарифов. Воронежцы оплатят инвестиции в городскую сеть водоснабжения
Отвечая на вопрос, губернатор заявил, что ситуация в районе Холмистой связана с работой Правобережных очистных сооружений (ПОС), к которым претензий нет: «Они исполнили все обязательства, построили цех мехочистки и сейчас, мне кажется, жители Тенистого, которые больше всего жаловались на запах с иловых карт ПОС, почувстовали это явно. Сейчас туда сброса пратически нет, только в редких случаях, когда есть сложности с функционированием этого цеха. Но основную часть времени он работает, и мы видим, что это решение проблемы».
Точно такое же решение было предложено ЛОС, заявил губернатор. Проект уже реализуется, добавил он и выразил надежду, что цех будет закончен в первой половине 2020 года. «Мы заставили восстанавливать затраты по инвестиционной программе», — подчеркнул Гусев срыв плана инвестпрограммы руководством ЛОС. Около 90 млн рублей ЛОС вложили в 2019 году и еще порядка 100 млн рублей долга у них осталось за прежние периоды, пояснил он.
100 млн рублей — это почти четверть суммы капитальных вложений по инвестпрограмме за 2016–2019 годы и более трети стоимости блока механической очистки, который по плану должны были закончить в 2018 году.
Читайте также: Кредиторы выставили требования к старому юридическому лицу действующих воронежских ЛОС сумму более 300 млн рублей
Вину руководства и персонала ЛОС администрация области, по словам губернатора, заметила летом 2019 года. Гусев подчеркнул, что ему «обидно» от принятых руководством ЛОС решений и «крайне неприятно» от бездействия рядовых сотрудников: «Мне даже обидно, что такие решения руководство принимало. Они зарабатывают для себя деньги. Руководство, собственники, они там деньги для себя зарабатывают. А то, что люди, которые работают на этих очистных сооружениях в качестве инженеров, технологов, просто мирились с данной ситуацией, крайне неприятно».
Вопрос о санкциях в отношении организаций, ответственных за проблему загрязнения воздуха в Воронеже, а значит, и их руководства, остался открытым.
Пробки, работа общественного транспорта в Воронеже
В эфире модератор зачитала вопрос от жительницы микрорайона «Тенистый» Ирины Насинник: «Утром из „Тепличного“ (название микрорайона по имени основной улицы, которая ведет в сторону центра города — прим. ИА Красная Весна) невозможно нормально выехать. Мало транспорта (видимо, имеется ввиду общественный транспорт), и одна узкая дорога. Пробка стоит почти на весь микрорайон. Когда же сделают обещанную несколько лет назад дорогу и пустят общественный транспорт? И так вечером невозможно вернуться домой, так собираются еще маршруты убирать или менять их путь».
Гусев отметил, что городские власти работают над решением проблемы увеличения пропускной способности дорог, ведущих из микрорайона к центру города, и выразил надежду, что правильное техническое решение будет найдено.
Читайте также: Антитеррористические учения в феврале 2018 года стали причиной 10-балльных пробок в Воронеже
Проблема отсутствия транспорта на маршрутах в вечернее время известна региональным властям, заявил губернатор. Он отметил, что у властей, несмотря на их попытки, не получается заставить перевозчиков выдержать интервалы движения. Причина, по его словам, в бездействии водителей. «Часто автобусы просто отстаиваются», дожидаясь окончания смены в вечернее время, вместо того чтобы работать на маршруте, сказал глава региона. «Всё это есть. Ну, люди, к сожалению... Там не только железо, но и люди», — подчеркнул он влияние человеческого фактора.
Несомненно, некая доля ответственности лежит на рядовых исполнителях — водителях автобусов, но поставить на этом месте точку никак нельзя. Собственники и руководство ответственны за организацию процесса работы внутри организаций-перевозчиков, а городские власти — за регулирование их деятельности. Это тоже человеческий и более значимый фактор в транспортной системе Воронежа.
Будущее яблоневых садов
Ранее сады общей площадью около 80 га в Северном районе Воронежа служили опытной площадкой для Воронежского государственного аграрного университета. Тему застройки части территории садов подняли в начале 2016 года, что вызвало возмущение многих воронежцев.
Губернатор на своей странице 3 декабря 2019 года отметил: «Пока речь идет лишь о проекте планировки территории. Администрация Воронежа отдельно сообщит, когда горожане смогут высказать свое мнение по будущему этого участка».
Многие жители Воронежа высказали свое мнение по теме, задав вопросы к прямому эфиру. Они выразили свое несогласие с проектом постройки социального узла с огромной школой на месте яблоневых садов. Во-первых, они отметили, что строительство школы на почти три тысячи мест не решает комплексно проблему школ в шаговой доступности от жилых домов. Во-вторых, было высказано предложение задействовать для строительства социальных объектов имеющиеся в наличии свободные земли. Наконец, жители указали на катастрофическую нехватку зеленых зон в районе.
Пользователь «ВКонтакте» Ольга Перепечина написала: «На месте Яблоневого сада предлагается построить самую большую школу в России на 2860 чел… Зачем экспериментировать и экономить на наших детях, пихать их в одну школу, создавая кучу образовательных, транспортных, экологических проблем, проблем со здоровьем детей? Почему нельзя построить 2–3 школы поменьше? В 2017 году земли Учхоза предполагались для строительства нескольких школ и детских садов. Это прекрасное решение сохраняет и сад, и располагает образовательные объекты ближе к жилым домам. Зачем его нужно было менять?»
«Волнует вопрос про уничтожение природы и неиспользование свободных земель. Как пример — вырубка яблоневого сада, хотя рядом есть участки земли, пригодные для застройки соц. объектами, почему беспощадно уничтожается экология города, а не улучшается?» — задалась вопросом пользователь соцсети Алиса Волкова. С ней согласилась пользователь «ВКонтакте» Ксения Салова: «Нельзя уничтожать сад. Там не только яблони, там много других деревьев, там живут зайцы, лисы, птицы и другие животные».
«Яблоневый сад — это глоток свежего воздуха для жителей кварталов, находящихся рядом с ним, это место, где мамы с колясками могут погулять, яблоневый сад для нас в шаговой доступности, остальные парки очень далеко находятся. Район перегружен жильем, очень много машин, дышать уже сейчас нечем, не будет сада — мы задохнемся», — написала пользователь соцсети Юлия Дорошева.
Пользователь «ВКонтакте» Владислав Тищенко указал на связь будущего яблоневых садов с имиджем города на международной арене: «В этом месяце Воронеж вошел в программу „Города деревьев мира“ (Tree Cities of The World) при поддержке ООН. Международное сообщество высоко ценит наш зеленый город, но если мы уничтожим яблоневый сад, то мы подставим самих себя».
Читайте также: Воронежцы вышли на митинг против вырубки «зеленого пояса» города
Вопрос о необходимости сохранить яблоневые сады прозвучал в прямом эфире в теме о строительстве школ и детсадов. Отвечая, Гусев заявил, что если проект соцузла не будет реализован, то проблемы горожан не будут решены: «Только тогда жители, которые в районе Ломоносва живут и в районе строящихся микрорайонов, и те, кто сейчас вынужден в какие-то учреждения образования в центр города детей везти, так и будут возить их за 10–15 км».
Говоря о необходимости использовать участок яблоневых садов площадью 25 га для решения проблем с доступностью школ, губернатор сказал, что сегодня сады не представляют никакой ценности. Даже как «территорию для выгула собак» их использовать едва ли разумно, отметил он и добавил: «Мне кажется, даже страшно гулять между этими рядами деревьев».
Если вывести за скобки мнение жителей о том, что им необходима зеленая зона для прогулок, то с этими выводами трудно не согласиться. Действительно, было бы странным заниматься благоустройством и сохранением территории для выгула собак, когда проблема доступности школ и детсадов для жителей города стоит очень остро.
Остальная территория садов площадью в 54 га пока находится в федеральной собственности, отметил Гусев. Он указал, что региональное правительство планирует обсуждать со своими коллегами вопрос ее развития. Если земли будут продаваться под строительство жилья, то региональные власти обязательно будут настаивать на использовании их части под парк или сквер, подчеркнул губернатор.
В этом вопросе областные власти вполне могут рассчитывать на активную поддержку воронежцев. Если представить, что федеральный центр будет навязывать региону жилую застройку яблоневых садов под видом «развития» территорий, то местные власти имеют все шансы опереться на мнение своих избирателей для превращения 100% территории садов в современный городской парк.
Острый вопрос и 75-летие Победы
Еще один острый вопрос, который стоит в области уже более десяти лет, связан с 75-летней годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. В городе Россошь Воронежской области при содействии местной администрации установлен памятник итальянским оккупантам, которые были уничтожены советскими войсками при освобождении нашей страны от немецко-фашистских войск и их союзников. Борьба местных активистов с этим монументом, оскверняющим память наших предков, идет с 2003 года.
Читайте также: Что захоронили в центре Россоши, братство и дружбу? — спрашивают жители
Пользователь «ВКонтакте» Евгений Темиргалеев отметил, что мероприятия по чествованию оккупантов на нашей земле организуются итальянской стороной с участием итальянских официальных лиц и членов итальянских ветеранских организаций. «Под предлогом развития итальяно-российской дружбы и сотрудничества они занимаются обелением фашизма и героизацией своих предков, служивших Муссолини», — написал он. «В честованиях оккупантов в том числе принимают участие российские официальные лица», — добавил пользователь соцсети.
Обращаясь к губернатору, он спросил: «Какие меры Вы, Александр Викторович, намерены предпринять в честь 75-летней годовщины Великой Победы в целях ликвидации позорного памятника итальянским оккупантам в Россоши и пресечения в будущем возможного участия чиновников из Воронежской области в чествовании итальянских оккупантов?»
Во время прямого эфира вопрос занимал второе место по интересности для пользователей в анонсе группы правительства области «ВКонтакте», а после эфира стал на первую позицию. В эфире он озвучен не был и теперь ожидает ответа в соцсети. «Ответы на вопросы, не попавшие в эфир, будут даны позднее — в виде комментариев в этом же посте», — сказано в анонсе.
До 75-летия Победы осталось менее трех месяцев. Успеют ли региональные власти найти ответ?