logo
Статья
/ Сергей Александров
По Циолковскому, выход в космос есть задача общечеловеческая, задача спасения всего вида. Но так сложилось, что пока лишь Россия и Америка находятся на самом передовом рубеже космонавтики и лишь им сегодня решать, будут ли они спасать человечество

Космос — потеря позиций или рывок? Часть III

Советская спичечная этикетка 1960-х гг.Советская спичечная этикетка 1960-х гг.

Цели российской и мировой космонавтики давно сформулированы — их не надо заново изобретать. И не только сформулированы, но и обоснованы, в том числе технически и математически. И сделал это все тот же наш калужский гений — К. Э. Циолковский.

О конечности размеров Земли, а значит, и всех тех минеральных ресурсов, без которых невозможна цивилизация, говорилось многими мыслителями с давних времен, и ко времени Циолковского это стало общим местом.

К концу XIX — началу XX века астрономические и геологические открытия привели к осознанию эволюции космических объектов, как звезд, так и планет, — а значит, и Солнца и Земли. Но если Солнце и Земля изменяются, то при каком-то их изменении жизнь на Земле может стать невозможной! Можно спорить, когда это произойдет, но то, что обязательно произойдет, — наука уже 100 лет назад утверждала со всей уверенностью.

Поэтому в трудах Циолковского многократно и в разной форме повторяется тезис о конечности во времени и пространстве нашей родной планеты, а, значит, и о необходимости освоения космического пространства для бесконечной жизни человека.

Но Циолковский не просто призывает, а продумывает, скрупулезно перечисляет и детально рассматривает 14 вариантов природных катастроф, от которых может погибнуть человечество, если останется на Земле. Некоторые из обсуждавшихся им вариантов сейчас можно не учитывать (например, Константин Эдуардович, ничего не зная о парниковом эффекте, опасался исчезновения из атмосферы углекислого газа, что привело бы к гибели зеленых растений), но главный вывод вполне актуален: изменение состояния Земли по абсолютно естественным, природным причинам может произойти внезапно. И человечество должно быть к этому готово. А что значит — готово? Это значит, иметь возможность покинуть свой «рушащийся» дом. Или — если наука и техника будущего окажутся на это способны — как-то нейтрализовать негативные для человека природные процессы.

А в следующих строках Циолковский превозносил свободу пространства во всех ее проявлениях, включая панегирик невесомости как освобождению от гнета тяжести! Причем он понимал, что длительная невесомость может вызвать глубокие изменения в организме человека, но считал, что это приемлемая цена за свободную жизнь в свободном пространстве.

Это фрагмент статьи из газеты «Суть времени»

Полная версия будет опубликована через 18 дней. Чтобы получить доступ к материалу сейчас, вы можете оформить подписку.

Оформить подписку на газету «Суть времени»

Купить выпуск в электронном виде

Купить материал в электронном виде