1. Социальная война
Андрей Мозжевитинов / ИА Красная Весна /
В Чили 50% опрошенных граждан считают, что работа по продвижению социального равенства должна наращиваться, но при этом 20% считают, что эти усилия уже зашли слишком далеко

Больше, чем в Африке. В Чили назвали уровень социального неравенства

Диего Ривера. Крестьяне
Диего Ривера. Крестьяне
Диего Ривера. Крестьяне

Международная маркетингово-исследовательская компания Ipsos, основанная во Франции в 1975 году, провела новое международное исследование под названием «Индекс равенства 2024». Исследователи опросили 22 тысячи человек в 29 странах мира, чтобы выяснить, насколько в государственном управлении применяется принцип меритократии и насколько выражены в этих странах социальное неравенство и дискриминация.

Меритократия

Термин «меритократия» составлен из двух слов, латинского и греческого, и буквально переводится как «власть достойных». В Большой российской энциклопедии указано, что это «форма правления, в основу которой положен принцип индивидуальной заслуги. При такой форме власти к управлению обществом приходят наиболее достойные, компетентные, талантливые люди из различных социальных слоев». Упомянутый термин был введен английским социологом М. Янгом в книге 1958 года «Возвышение меритократии, 1870–2033».

На общемировом уровне 42% опрошенных граждан считают, что шансы людей на успех зависят в первую очередь от их собственных заслуг и усилий, а 30% респондентов из разных стран считают, что на эти шансы влияют какие-то внешние факторы.

Молодое поколение, так называемое поколение Z (люди, родившиеся в период с 1996 по 2012 год), верит в меритократию меньше, чем так называемые бэби-бумеры (родившиеся в период с 1945 по 1965 год). На общемировом уровне разница между их мнениями составляет 11 процентных пунктов (38% и 49% соответственно).

В Чили доверие к меритократии немного выше среднемирового показателя (45%). При этом распространенность мнения о том, что шансы на успех зависят в первую очередь от внешних факторов, превышает среднемировой показатель на 5 процентных пунктов и достигает 35%. Среди стран Латинской Америки Чили является страной, где это мнение выражено наиболее сильно.

Почти половина опрошенных в Чили (47%) считают, что справедливое общество — это общество, в котором все имеют равные возможности. Этот показатель почти соответствует общемировому уровню (45%).

В то же время только 17% опрошенных чилийцев считают, что справедливым является такое общество, в котором все пользуются одинаковым качеством жизни. Распространенность такого мнения в Чили находится ниже среднего мирового показателя (19%).

Неравенство

Более половины граждан, опрошенных в Чили (56%), считают неравенство серьезной проблемой для своей страны. Это немного выше, чем среднемировой показатель (52%).

В списке из 29 стран, в которых проводился опрос, Чили по упомянутому показателю занимает 11-е место, уступая в Латинской Америке пяти государствам: Бразилии (74%), Колумбии (70%), Мексике (63%), Перу (62%) и Аргентине (58%).

Исследование показало, что Латинская Америка — это регион, где наибольшее количество людей считают неравенство самой важной проблемой, которая существует в их стране (17%). Это намного выше, чем общемировой уровень, так как в Северной Америке этот показатель составляет 4%, в Европе 7%, а в Африке 11%.

В Чили 14% опрошенных граждан считают неравенство самой важной проблемой, с которой они сталкиваются в своей стране, занимая по этому показателю последнее место в регионе и седьмое место в мире.

«Общественное обсуждение в стране было сосредоточено на проблеме отсутствия безопасности, а это порождает ложное ощущение, что другие проблемы преодолены или не требуют срочного внимания. Но когда вы напрямую спрашиваете людей о других проблемах структурного характера, они всплывают, как это произошло в случае с неравенством. Когда шесть из десяти человек в стране указывают на неравенство как на серьезную проблему, они указывают нам на то, что это по-прежнему проблема страны, которую необходимо решать, и это определяет наши шансы на социальный мир и развитие», — заявила руководитель отдела общественных исследований Ipsos в Чили Алехандра Охеда.

Усилия по сокращению неравенства

Чилийцы считают, что основная ответственность за принятие мер по сокращению уровня социального неравенства в первую очередь лежит на правительстве (74%), затем на работодателях (28%), родителях и учителях (28%) и средствах массовой информации (27%).

В Чили 50% опрошенных граждан считают, что работа по продвижению социального равенства должна наращиваться, но при этом 20% считают, что эти усилия уже зашли слишком далеко. В 28 из 29 опрошенных стран мужчины поколения Z чаще, чем в среднем по стране, говорят, что продвижение равенства зашло слишком далеко.

В этом смысле поколение Z демонстрирует значительный гендерный разрыв. В то время как в других поколениях разница во мнениях между мужчинами и женщинами о том, что усилия по обеспечению равенства зашли слишком далеко, составляет 4 процентных пункта (21% мужчин, 17% женщин). В поколении Z этот разрыв выше, чем в других поколениях и достигает 11 процентных пунктов (27% мужчин, 16% женщин).

Дискриминация в обществе

Отвечая на вопрос о том, какие группы людей подвергаются наиболее несправедливому обращению в Чили, 44% респондентов ответили, что более всего от этого страдают пожилые люди, также дискриминации подвергаются люди с ограниченными физическими возможностями (32%), нейродивергентные люди (29%), женщины (28%) и люди с психическими отклонениями (28%). Кроме того, 26% чилийцев считают, что дискриминации подвергаются мигранты и люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

На общемировом уровне наиболее страдающей от дискриминации социальной группой является, по мнению респондентов из разных стран, люди с ограниченными физическими возможностями (33%). Также среди основных групп общества, страдающих от несправедливого обращения, называются женщины (26%), пожилые люди (24%) и люди с психическими отклонениями (24%).

Группа людей, которые заявляют о дискриминации людей с ограниченными физическими возможностями, однородна по своему составу по полу и возрасту. Однако говорить о дискриминации женщин наиболее склонны сами женщины (31%), представители поколения Z или более молодые респонденты (31%), и, в частности, женщины поколения Z (35%).