Кому нужно в течение года «растормаживать» психику столичной молодежи?

Мы не думали, что такое возможно в России. Москвичи о выставке трупов

Михиль ван Миревельт. Урок анатомии. 1617
Михиль ван Миревельт. Урок анатомии. 1617

Две недели назад в Москве на ВДНХ открылась выставка «Мир тела» (Body Worlds). Экспонатами для выставки служат мертвые тела, подвергшиеся полимерному бальзамированию. С 90-х годов эту технику применяют, чтобы получить анатомические пособия для обучения будущих врачей. Однако немецкий «анатом» и «художник» Гюнтер фон Хагенс использует завещанные науке трупы для изготовления «инсталляций», в некоторых случаях — групповых. Мертвые тела лишены кожи и тех частей скелета и черепа, которые «мешают» публике видеть внутренние органы. Трупы играют в мяч, хоккей, занимаются фехтованием, готовятся прыгнуть в воду, стоя на одном колене протягивают посетителям свое забальзамированное сердце.

Экспонаты сделаны так, чтобы труп был максимально похож на живого человека (их снабжают протезами глаз, оставляют брови) и в то же время сверхъестественно обнажен. В ряде случаев трупы шокирующим образом разрезаны. Чтобы толпа со смартфонами могла как следует изумиться, наизнанку вывернуто всё. Несмотря на бьющий в глаза глум и эпатаж, пиарщики выставки утверждают, что она пропагандирует здоровый образ жизни, бережное отношение к своему телу и очень познавательна, особенно для детей. Экспозиция пробудет на ВДНХ до конца года. Возрастной ценз этой выставки 12+, но организаторы пускают на выставку детей любого возраста, с трех до 13 лет — с родителями и по билетам.

Изображение: Григорий Карпов © ИА Красная Весна
Посетители
Посетители

Родителям с детьми, которые полгода промучились на дистанционном обучении, предложили место для «семейного похода в музей». Разговоры о «большом потенциале» дистанционного образования, благости цифровой образовательной среды на время забыты. Анатомию наши дети должны изучать не виртуально, а «вживую» и на трупах.

Неведомые покровители выставки сделали все, чтобы передвижное детище Хагенса заработало денег в России в условиях, когда выставочная деятельность во многих странах почти не ведется. Никто не учитывает, какое действие эта выставка окажет на нервы и психику несовершеннолетней, да и совершеннолетней молодежи, которая и так в достаточной степени не стабильна из-за коронавирусных ограничений и «дистанционки». А возможно, учитывает и рассчитывает именно на «растормаживающий» эффект этой выставки. Не случайно на защиту выставки активно встало «МБХ медиа». Поскольку выставку откровенно рекламируют и некоторые столичные СМИ, можно сделать вывод, что покровительствующая выставке «невидимая рука» отнюдь не чужда московской власти.

Всех, кто считает, что выставке трупов в России не место, а водить на нее детей — безумие, скопом записали в «мракобесы» и «православные активисты». При этом всем понятно, что при любом опросе такими «православными активистами» окажется подавляющее большинство жителей России, как принадлежащих к основным российским религиозным конфессиям, так и светских.

Прошедшие с начала выставки почти две недели — а именно столько понадобилось российской власти, чтобы Следственный комитет начал проверку выставки, журналисты ИА Красная Весна беседовали с людьми широкого круга профессий о том, что они думают о выставке на ВДНХ.

Опрошенные редакцией детские и семейные психотерапевты призвали «не ставить экспериментов над детской психикой» и указали на множество возможностей изучать анатомию гуманным способом. И хотя мы спрашивали у специалистов только о детях, почти все подчеркнули, что такая выставка — тяжелое испытание не только для детей, но и для взрослых.

Радио- и телеведущая, писатель Анна Шафран напомнила, что жители России не далее, как летом прошлого года закрепили традиционные ценности в Конституции страны, в том числе и для того, чтобы оградить себя и своих детей от отвратительной постмодернистской «расчлененки».

Воспитатель столичного детского сада рассказала, что до открытия этой выставки на ВДНХ она была уверена, что такого рода зверства, какое произошло в Датском зоопарке, когда убитого из-за «неправильных генов» жирафа Мариуса «с просветительской целью» расчленили и скормили львам на глазах у детей, в России произойти не может.

Изображение: Григорий Карпов © ИА Красная Весна
Посетители
Посетители

«Сейчас мне кажется, такое может произойти и у нас, потому что трупы людей, выставленных в разнообразном и разобранном виде, нельзя назвать искусством. Это не просветительская выставка. Люди, которые идут туда и говорят, что они хотят просветиться, врут либо себе, либо нам», — заявила педагог.

Кандидат исторических наук, директор Института истории и политики, заведующий кафедрой новейшей отечественной истории МПГУ Алексей Ананченко считает, что цель выставки — добиться того, чтобы шоковые явления, вызывающие в памяти антигуманизм уровня фашистских лагерей, стали привычной частью нашей жизни.

О таком антигуманизме вспомнила и москвичка Любовь — мать двоих детей и редактор научного журнала. Она назвала выставку глумлением над трупами и напомнила, что во времена Афганской войны подобные «инсталляции» делали из искалеченных трупов советских солдат душманы.

Изображение: Григорий Карпов © ИА Красная Весна
Фото у экспоната
Фото у экспоната

Врач-патологоанатом Наталья Салтанова назвала выставку издевательством над телом умершего и отмела все претензии на «научность» и «познавательность» выставки для «зевак», заплативших, чтобы поглазеть на «внутреннюю наготу» человека. «Полезность эта выставка может представлять разве что для работников психиатрической службы и МВД — искать маньяков и людей с психическими отклонениями в нашем социуме», — подчеркнула врач-патологоанатом.

Театральный режиссер, педагог и общественный деятель Игорь Корсаков отметил, что эта выставка снимает первый, этический барьер. А затем человек преодолеет и иные барьеры, но уже на другом, более глубоком уровне разрушения личности.

По его мнению, ничего общего с искусством выставка не имеет. «По сути эта выставка — предательство! Ничего, кроме злости к людям, которые это делают, я не могу испытывать. Называя подобное творчеством, создатели предают искусство. Заманить человека как бы на произведение искусства и воззвать к его животному — это где-то на грани каннибализма», — подчеркнул он.

Изображение: Григорий Карпов © ИА Красная Весна
Завершающая выставку фотография ее создателя
Завершающая выставку фотография ее создателя

Учитель одной из школ Южного административного округа Москвы заявила, что шокирована возрастным цензом 12+. Она говорит, что выставка противоречит всему, чему учат детей в школе. «Смерть цинично превращают в подобие искусства, говоря, что в смерти нет трагедии, нет величия, а смерть — это такой же повод позлорадствовать, устроить какое-то шоу», — подчеркнула она.

Журналист, писатель Герман Смирнов отметил, что в последнее время процесс расчеловечивания «поставлен на серьезную ногу». Иными словами, сознательно делается то, что делать в человеческом обществе нельзя. Писатель пригласил столичные власти разобраться, почему на центральных выставочных площадках Москвы проходят такого рода выставки.

Учитель истории, работающий в одной из школ Новой Москвы убежден, что демонстрация «настоящих мертвых тел, „обнаженных“ как на выставке», выходит за пределы «нормальных рамок интимного и буквально „курочит“ неокрепшую психику».

Специалист по воспитательной работе Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя указала, что дети неспроста изучают анатомию на наглядных схемах и манекенах, а не на трупах.

«Если ребенок увидит эту выставку трупов людей, которые когда-то жили, мечтали, кого-то любили и их кто-то любил, они могли творить на благо людей — у него будут рушиться всякие запреты на высмеивание и легкомысленное отношение к смерти и, следовательно, к человеку и всему живому. Смерть перестает быть таинством», — заявила она.

«Выставка показывает, что люди — это мясо, ни о чем не мечтающее и не думающее. Это расчеловечивание человека, что дает моральное право совершать преступления против человека. Почему? Потому что выставка показывает: люди — мясо, для них нет ничего святого, даже смерть ближних», — подчеркнула эксперт.

Изображение: Григорий Карпов © ИА Красная Весна
Посетители
Посетители

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Института истории и политики МПГУ Кирилл Конюхов объяснил, какой механизм расчеловечивания задействуют авторы выставки.

«Дело в том, что человек и его отношения со смертью, они являются очень сложными и уже буквально с первобытных времен мы знаем, что как только в человеке начинает просыпаться сознание, собственно по этому критерию мы и определяем, появляется наличие захоронений. Захоронения — они как раз и определяют то, что у человека появилось сознание и что он себя осознает в мире и у него есть представление о том, что он смертный.

У животных представления о смерти нет, не существует. И сразу же появляется отчуждение, в человеческом сознании появляются два мира; мир живых и мир мертвых. Между этими двумя мирами лежит очень жесткая и четкая грань. И эта грань была проложена уже в первобытности. Она как раз и свидетельствует эта грань, что человек отделился от животного. Стирание этой грани — оно чревато. Это и есть возвращение, фактически, к состоянию животного; когда мир мертвых и мир живых сливается», — объяснил историк.

Изображение: Григоний Карпов © ИА Красная Весна
Трансляция
Трансляция

Проверка, начатая Следственным комитетом России, — знак безусловно положительный. И все же мы не можем не согласиться с доктором политологических наук, профессором кафедры политологии МГУ Сергеем Черняховским, «такие вещи должны пресекаться до того, как они выставлены».