logo
Аналитика,

Фитиль

undefined

В 60–80 гг. в Советском Союзе показывали сатирический киножурнал «Фитиль».

«Фитиль» — это военно-морской термин. Когда адмирал замечал на одном из кораблей флота непорядок, то на флагмане поднимался флаг корабля-нарушителя и производился выстрел, который и называли фитилем.

Так вот, в одном из выпусков киножурнала, который назывался «Без взаимности», происходит столкновение советского мира и мира рыночных отношений. Главного героя играет Георгий Бурков, близкий друг Василия Шукшина. Герой Буркова купил телевизор и оплатил шоферу доставку до дома. Но помочь донести тяжелую коробку до квартиры шофер отказался, сбежав. Из подъезда выходит пожилой мужчина, он помог Буркову донести до скамейки телевизор и тот решил с ним расплатиться. Герой Буркова предлагал всё больше денег, потому что мужчина отказывается. Он пытается объяснить герою Буркова, что он академик, интеллигент, а потому денег брать за помощь не будет. Но безуспешно. И тогда академику становится плохо. Прохожий помогает донести упавшего академика до лавочки. Герой Буркова и ему предлагает за помощь денег. При этом никак не поймет, что и прохожий, и академик помогали совершенно бескорыстно.

Сегодня мы живем как раз в этом мире рыночных отношений, где ко всему относятся с потребительской точки зрения. Советский мир и мир потребительства — это два совершенно параллельных мира. Как можно попасть из одного мира в другой? Нужно стать человеком, а не потребителем. В этом как раз и должна помочь литература.

Несколько недель назад мы с товарищами рассказывали про деятельность Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС) на собрании родителей. Родители с вниманием слушали про современные угрозы, про ювенальные технологии. Рассказали мы и про то, что сегодня нужно самим организовывать клубы и изучать литературу вместе с детьми. Потому что именно книги Горького, Толстого и Достоевского воспитывают детей. На что одна родительница сказала, что неплохо бы сходить в театр. Вот только в нашем провинциальном городе все театры идут в ногу с потребительским временем, показывая спектакли, похожие на телевизионные сериалы.

Родители активно ставили подписи против антисемейного закона, которому РВС сопротивляется последние полгода. Закон этот, по сути своей, означает запрет на воспитание. Родителей приравнивают к преступникам за воспитательный шлепок своему чаду.

Нам было важно, чтобы родители объединились против общих угроз, которые нависли над детьми. Но и тут мы столкнулись с потребительским отношением. Родители после собрания поблагодарили за информацию и сказали, что теперь они знают, куда обратиться в случае, если у них что-то случится. Казалось бы, родителей волнуют вопросы образования и развития своих детей. Но они придерживаются мнения, что никакие действия с их стороны ничего не изменят. Но ведь не обязательно только жаловаться на проблемы, если можно самим начать что-то делать. Потому что это опять потребительская позиция: министерство образования обязано оказать услуги по образованию моего ребенка. Вот оно и образовывает вашего ребенка в логике современного рынка, создавая из него качественного потребителя.

Не так давно разговаривала с доцентом кафедры психологии. Интересовал меня давно один вопрос. В книгах по воспитанию 80-х годов говорится, что есть ограничения по времени для детей по просмотру телевизора. А сейчас я таких рекомендаций нигде не встречаю. Так вот, ответ меня удивил: психолог сказал, что вопрос этот политический. То есть политика страны направлена на создание потребительского общества. Например, реклама кроме того, что она приносит деньги, еще и стимулирует потребительский аппетит.

Кроме самого потребления, то есть покупки ненужных вещей, существует потребительское отношение. Оно может быть не только по отношению к предоставляемым услугам. Но и к получаемым знаниям. Студент приходит в университет не получать знания и навыки, освоить профессию, а лишь затем, чтобы получить статус «высшее образование». Это сказывается на его отношении к процессу обучения. Учатся они спустя рукава, поскольку мотивация к получению знаний отсутствует.

Потребительский мир всё больше влияет на все сферы жизни человека, а значит, человечество всё больше отдаляется от другого параллельного мира, где помощь бескорыстна, где «человек — это звучит гордо».