Член-корреспондент РАН: для открытий нужна «критическая масса» специалистов
Выделенные на науку деньги не могут напрямую привести к открытиям в какой-либо области исследований, заявил член-корреспондент РАН, профессор Евгений Имянитов 8 февраля на XXII Нобелевских чтениях, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Евгений Имянитов рассмотрел связь между финансированием какой-либо области науки и ее развитием. По мнению профессора, начало финансирования какой-либо отрасли не может привести сразу к прорывным открытиям — для открытий необходима «критическая масса» специалистов, работающих на высоком мировом уровне. «Сколько для этого понадобится лет, сложно сказать, — 10, 15, 20 лет», — отметил Имянитов. Он подчеркнул, что нельзя ожидать, будто за счет пятилетнего финансирования у нас вдруг откуда-то возникнут научные работы высокого уровня.
Имянитов привел в пример эффективность исследований в области обороны, которые финансировались долго, и в которых эта «критическая масса» специалистов есть. Он отметил, что не имеет смысла перед учеными ставить задачи по совершению прорывных открытий прямо сейчас. По мнению профессора, надо призвать организаторов направлять деньги на увеличение числа специалистов, способных работать на высоком уровне.
Нобелевские чтения проводятся в петербургском Доме ученых ежегодно в день науки, 8 февраля. Докладчики представляют краткую характеристику открытий нобелевских лауреатов, практическое применение открытий, а также современное положение российской науки в тех областях, в которых были присуждены нобелевские премии.
Евгений Имянитов сделал доклад о нобелевской премии в физиологии или медицине, присужденной «За открытие терапии рака путем ингибирования негативной иммунной регуляции» (Джеймс Эллисон — США, Тасуку Хонджо — Япония). Профессор назвал это открытие судьбоносным, так как предложеный учеными метод принципиально отличается от предшествующих. При использовании нового метода впервые за всю историю онкологии появились случаи излечения больных с распространенным раком (без удаления опухоли). Эти случаи встречаются нечасто (5%), но важно, что такое вообще возможно.
Об открытиях, совершенных нобелевскими лауреатами по физике, рассказал член-корреспондент РАН Николай Розанов. Нобелевскую премию по физике присудили за революционные открытия в области лазерной физики. Это премии «За оптические пинцеты и их применения в биологических системах» (Артур Эшкин — США) и «За разработку метода генерирования ультракоротких оптических импульсов высокой интенсивности (Жерар Муру — Франция, Донна Стрикленд — Канада).
Рассказывая об оптических пинцетах, Розанов отметил, что открытие можно применять в биологии и медицине — для изучения структуры и принципа работы белков, для сортировки клеток (в том числе для разделения онкологических и здоровых клеток), а также при внутриклеточной хирургии. В России оптические пинцеты есть в шести научных центрах и университетах.
Нобелевскую премию по химии представил член-корреспондент РАН Владимир Хавинсон. Премия присуждена «За направленную эволюцию ферментов» (Фрэнсис Арнольд — США) и «За фаговый дисплей пептидов и антител» (Джордж Смит — США, Грегори Уинтер — Великобритания).
Практическое применение открытия по химии нашли в медицинской практике, где используются создаваемые с помощью метода фагового дисплея белки и антитела. Так, при помощи метода фагового дисплея был создан фармацевтический препарат адалимумаб — противовоспалительное биологическое средство, которое применяется, в том числе, для лечения раковых опухолей.