Эксперт дал оценку планам Украины по модернизации ГТС под транзит водорода
Задача модернизации ГТС Украины под экспорт водорода или метан-водородной смеси (МВС) нереализуема по техническим и экономическим причинам, заявил доктор экономических наук, профессор, советник генерального директора ООО «Газпром экспорт», член Научного совета РАН по системным исследованиям в энергетике Андрей Конопляник, 22 августа сообщает РИА Новости.
Техническая причина нереализуемости намерений Украины по перенастройке своей газотранспортной системы, пояснил Конопляник, в том, что она изначально была спроектирована и создана под метан (как и ГТС России) и не приспособлена под транспортировку водорода, что подтверждается соответствующими исследованиями российских ученых-материаловедов. «Скажу жестче и определеннее: такие технологии и материалы для дальней крупномасштабной транспортировки водорода просто отсутствуют», — заявил он.
Экономические причины невыполнимости в ближайшем времени украинского плана модернизации ГТС академик обозначил так: «Необходимо учесть дополнительные затраты на технологические и логистические системы сбора газовой смеси водород-метан „в начале экспортной трубы“ и выделения водорода из смеси и его распределения потребителям „на конце экспортной трубы“».
Эксперт напомнил также о сделанном в июле совместном заявлении США и ФРГ о том, что они намерены обеспечить продление транзита российского газа через Украину после 2024 года. Причем для продления договора между РФ и Украиной о транзите газа Германия обещала использовать все доступные средства влияния.
Изношенность линейной части украинской газовой «трубы» и компрессорных станций потребует их глубокой модернизации для транспортировки водорода, а по сути, полной их замены, подчеркнул Конопляник, недоумевая о действительных намерениях властей стран, подписавших это заявление.
Ранее ИА Красная Весна сообщало о планах немецкой компании Siemens Energy развернуть в Мариуполе на площадке металлургического предприятия «Метинвест» производство водорода для последующей транспортировки его через газотранспортную систему Украины в ЕС.
Однако позже о невозможности в ближайшей перспективе использовать водород в качестве альтернативы природного газа заявила директор по вопросам взаимодействия с госорганами и международными организациями оператора газотранспортной системы (ГТС) Украины Ольга Белькова. Свое мнение она обосновала тем, что 65% европейских стран запрещают введение водорода в свою газотранспортную сеть, остальные же ограничивают его содержание в газовой смеси трубопроводов.