Наиболее яркой и горячей точкой противостояния является вопрос о бюджете города на 2020 год

В Иркутске взорвалась бюджетная бомба. Хронология конфликта

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Дмитрий Бердников
Дмитрий Бердников

В Иркутске развивается противостояние между думой и мэром. Наиболее яркой и горячей точкой противостояния является вопрос о бюджете города на 2020 год. Дума отказывается принимать вариант мэра, мэр — вариант думы. В результате город может войти в новый год без бюджета со всеми вытекающими финансовыми последствиями. В том, как депутаты с мэром дошли до жизни такой, постаралось разобраться ИА Красная Весна.

Дела давно минувших дней

Для начала, пожалуй, следует вспомнить далекий 2015 год, когда в Иркутске отменили прямые выборы мэра, и мэр стал избираться из состава городской думы самими депутатами. Тогда будущий мэр Иркутска Дмитрий Бердников жил с депутатами думы душа в душу.

В сентябре 2014 года Бердников стал председателем только что избранной думы шестого созыва, а в марте 2015 года депутаты проголосовали за назначение его мэром Иркутска. Оба раза голосование было единогласным. После этого связка мэр–дума долгое время работала как часы, громких спорных моментов и не припомнить.

А вот что вспоминается, так это громкие скандалы коррупционного характера. Возмущение городской общественности вызвало, например, приобретение муниципальным предприятием «Иркутскавтотранс» автобусов в лизинг, как оказалось, бывших в употреблении, но по ценам заметно выше новых. Или приобретение тем же предприятием для проверки электронных проездных билетов валидаторов по ценам, значительно превышающим рыночные.

Загадочным образом все проблемные вопросы тихо исчезали из информационного поля. И каждый раз дума молчала. Можно сказать, что депутаты занимали нейтральную позицию, но такое самоустранение народных избранников от обсуждения острых городских вопросов фактически означало поддержку позиции администрации и мэра. С течением времени ситуация поменялась.

Проблемы с МУП «Центральный рынок»

Первой ласточкой изменившейся ситуации стал, пожалуй, вопрос эффективности работы МУП «Центральный рынок». С 2015 года, когда Бердников назначил директором предприятия Владислава Свердлова — к слову, депутата городской думы — начал расти ком претензий к его работе.

Работники рынка неоднократно жаловались на нарушение их трудовых прав. Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин в 2016–2017 годах дважды предлагал Бердникову уволить Свердлова. В 2018 году уже новый уполномоченный Виктор Игнатенко попросил администрацию провести внеплановую проверку на рынке из-за жалоб работников.

Дума долгое время не участвовала в процессе, но с 2018 года тоже начала высказывать претензии к Свердлову. В 2019 году проблемный вопрос Центрального рынка уже прочно вошел в повестку заседаний городской думы. В июне 2019 года по результатам проверки контрольно-счетной палаты Иркутска депутаты признали работу МУП «Центральный рынок» неэффективной. Они предложили уволить Свердлова, но мэр не стал этого делать.

Читайте также: Депутаты обвинили директора Центрального рынка Иркутска в коррупции

В сентябре 2019 года состоялись выборы в думу города. Мэр пытался обеспечить в думе подконтрольное себе большинство, но у него это не вышло. Из так называемой команды мэра в думу прошли немногие.

Уже в октябре в думе нового состава рассказали о результатах проверки МУП «Центральный рынок» и обвинили Свердлова в коррупции. По словам депутатов, при обороте предприятия в 2018 году 240 млн рублей выручка рынка составила всего 200 тыс. рублей. При этом зафиксированы многочисленные сделки на небольшие суммы с одними и теми же предприятиями. Депутаты в очередной раз предложили мэру уволить директора рынка, но вместо этого он продлил с ним контракт.

Читайте также: Мэрия Иркутска не увидела основания уволить директора Центрального рынка

Бюджетная бомба

Настало время обсуждения и принятия бюджета города на 2020 год. Вариант, предложенный администрацией, депутатов не удовлетворил. Они вспомнили свои претензии к МУП «Центральный рынок» и заявили о неэффективности работы другого муниципального предприятия — МУП «Иркутскавтодор». В итоге 28 ноября дума отказалась принимать бюджет.

9 декабря депутаты представили свои поправки к бюджету. По их словам, они исключили самые коррупционные статьи, связанные с финансированием муниципальных предприятий, на сумму порядка 600 млн рублей и направили эти средства на мероприятия по благоустройству города. Мэрию это не устроило, заместитель мэра Виктор Ешеев назвал поправки депутатов антинародными.

Читайте также: Мэрия Иркутска назвала поправки депутатов в бюджет 2020 года антинародными

Дальше, как говорится, нашла коса на камень, и противостояние думы и мэрии перешло в острую фазу. 13 декабря дума приняла бюджет на 2020 год со своими поправками. Мэрия заявила, что принятый думой бюджет противоречит действующему законодательству.

Читайте также: Депутаты Иркутска приняли бюджет на 2020 год с поправками наперекор мэру

Читайте также: Мэрия Иркутска заявила, что городская дума приняла противозаконный бюджет

19 декабря в процесс включилась прокуратура. Прокурор Иркутска Дмитрий Прушинский направил в думу протест по решению о бюджете города на 2020 год. Он заявил, что рассмотрение вопроса о бюджете проходило с нарушениями, и попросил думу исключить из своего решения пункты о поправках.

Читайте также: Прокуратура опротестовала бюджет, принятый думой Иркутска

20 декабря председатель думы и его заместители заявили, что мэр Бердников должен подписать бюджет города, иначе город ждет кризис. В этот же день мэрия направила в думу мотивированное обоснование об отклонении бюджета, принятого думой со своими поправками. В документе мэрия также настаивает на необходимости исключить поправки из решения думы и предлагает вносить поправки в уже действующий бюджет.

Читайте также: Дума Иркутска заявила, что мэр ведет город к кризису

Читайте также: Мэр Иркутска отказался подписывать бюджет на 2020 год, принятый думой

24 декабря депутаты в очередной раз предложили мэру подписать принятый ими бюджет. Такое решение они приняли на заседании постоянной комиссии по экономической политике и бюджету. Они отметили, что у мэра есть время подписать бюджет до 31 декабря 2019 года.

Что ждет город?

В случае, если депутаты и мэр не договорятся, Иркутск ожидает экономический кризис. Без утвержденного бюджета финансирование муниципальных программ будет осуществляться по 1/12 от объема финансирования в 2019 году. Так будет продолжаться до тех пор, пока бюджет не будет подписан.

Кроме этого, город будет исключен из госпрограмм и потеряет софинансирование из областного бюджета для строительства и капитального ремонта социально значимых объектов.

Чем закончится противостояние думы и мэра, иркутяне увидят уже скоро — до Нового года осталась всего неделя. Хотя, нет, противостояние не закончится, война — а мы теперь имеем полное право говорить о полноценной политической войне — будет продолжаться до марта 2020 года, когда у Бердникова истекает срок полномочий мэра, и депутаты будут выбирать нового главу города.