Сквер против храма. Что привело к широкому противостоянию в Екатеринбурге?
Три дня Екатеринбург не сходит с новостных сводок федеральных агентств. С каждым новым днем конфликт становится всё более жестким и массовым, втягивает всё больше людей. С одной стороны — несколько тысяч в основном молодых людей, требующих оставить городу сквер у театра драмы. С другой — епархия, поддерживаемая крупными уральскими компаниями и областной властью, начавшая строить храм. На уступки никто не идет. Но кому выгодно усиление противостояния?
Общественные организации Екатеринбурга давно выступали против строительства храма у театра драмы, однако их выступления носили спокойный, мирный характер. Самое большее доходило до митингов, на которые приходили сторонники строительства храма, оскорблявшие защитников сквера. Однако никакого жесткого противостояния не было.
При этом власти шаг за шагом проводили процедуры, необходимые для начала строительства храма. Сначала провели, мягко говоря, странные общественные слушания, на которых присутствовали практически только «свои люди», потом передали землю у театра драмы фонду «Храм Святой Екатерины», а затем уже непосредственно начались строительные работы. Собственно, с этого момента и началось противостояние.
Читайте также: Борьба с храмом Святой Екатерины в Екатеринбурге
Утром 13 мая екатеринбуржцы обнаружили, что сквер огорожен забором. Уже к вечеру более тысячи горожан собрались на стихийный митинг с требованием прекратить строительство храма.
К ночи несколько особо активных противников храма сломали забор, однако его восстановили спортсмены из Клуба единоборств РМК («Русская медная компания» — непосредственно финансирует строительство храма). Активисты разошлись только глубокой ночью, однако к вечеру вторника снова стали собираться на акцию протеста.
Читайте также: Массовый протест вокруг Храма-на-драме в Екатеринбурге перерос в потасовку
На второй день защитников храма стало больше, при этом среди лозунгов, выкрикиваемых протестующими, появились явно политические. «Сегодня сквер, завтра Путин» — кричали десятки молодых людей. Позже некоторые активисты запустили речевку «кто не скачет, тот за храм», по аналогии с украинским «кто не скачет, тот москаль».
Протест против строительства храма поддержал екатеринбургский штаб Навального, сторонники которого собственно и стали политизировать протест. Акция, как и в понедельник, затянулась до глубокой ночи, при этом протестующие снова ломали забор, пока не приехала большая группа ОМОНовцев, которая в конечном счете выгнала активистов с территории сквера.
Читайте также: «Сегодня забор, завтра Путин!» Протестующие в Екатеринбурге захватили сквер
Во вторник 14 мая в ходе разгона акции порядка 30 человек были арестованы, большинству из них предъявили обвинение в мелком хулиганстве. В тот же день губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев собрал у себя в резиденции сторонников и противников храма святой Екатерины. Однако договориться до какого-либо компромисса не удалось.
Фактически единственная уступка, которую предложила власть «защитникам сквера» — это пересадить деревья из сквера в другое место. Неудивительно, что протестующих это не удовлетворило.
Читайте также: «Губера в отставку!» — власть не вышла к протестующим в Екатеринбурге
В среду 15 мая строители огородили территорию, на которой будет строиться храм, уже капитальным забором со сваями, а сам забор взяли под охрану десятки ОМОНовцев.
Тем не менее, к вечеру народ снова стал собираться в защиту сквера. На третий день количество протестующих достигло максимальной отметки — по разным данным, собралось от 2 до 5 тысяч человек.
Читайте также: Выше забор — больше недовольных. Третий день протеста в Екатеринбурге
Кроме того, к протестам стали подключаться местные лидеры политических партий. В частности, первый секретарь Свердловского обкома КПРФ Александр Ивачев обвинил в случившемся городскую думу Екатеринбурга, которая «изменила назначение земель сквера пакетом вместе с сотней других участков» и потребовал роспуска городского парламента.
К ночи с 15 на 16 мая конфликт снова обострился. Если сначала протестующие просто вместе зажгли фонарики, то потом некоторые активисты стали зажигать файеры, кидать фейерверки в ОМОН. В итоге все снова закончилось силовым разгоном и задержаниями десятков людей.
Читайте также: В ОМОН в Екатеринбурге стреляют фейерверками. В ответ — задержания
Отметим, что за все последние уже почти 30 лет со времен перестройки в Екатеринбурге не было таких длинных и массовых протестных акций, да еще и перерастающих в беспорядки. Да, протесты были, но чтобы так долго и день за днем… Такого Екатеринбург не помнит. Чем же вызвано такое активное недовольство горожан? Только желанием защитить сквер? Думается, что не только.
Так, в 2013 году администрация Екатеринбурга цинично демонтировала Краснознаменную группу с копией Ордена Ленина с Плотинки. Памятник в центре города по распоряжению мэрии срезали газорезом и буквально выкинули на свалку.
Читайте также: Екатеринбургский прецедент: уничтожение памяти о Великой Отечественной
Памятник на протяжении многих лет был одним из символов города — орден Ленина был вручен тогда еще Свердловску за подвиг его жителей во время Великой Отечественной войны, послевоенное строительство. Несколько лет подряд в Екатеринбурге проходили акции за возвращение Краснознаменной группы, по многочисленным опросам, ее возвращения хотело большинство горожан.
Справедливости ради надо сказать, что уже в 2019 году новый мэр Екатеринбурга Александр Высокинский пообещал вернуть Краснознаменную группу, уже началась работа проектировщиков и строителей по возвращению памятника. Однако люди не забыли о том, как памятник был нагло снесен.
Читайте также: Краснознаменную группу в Екатеринбурге восстановят «под контролем горожан»
В 2018 году, опять же без широкого общественного обсуждения, была взорвана недостроенная телебашня в центре Екатеринбурга — тоже своеобразный символ города.
Тысячи горожан выступали за сохранение башни, считая, что её также можно сделать одним из символов Екатеринбурга. Многие были убеждены, что башню можно достроить и превратить в привлекательный культурный объект. Но тем не менее, власти снесли башню, проигнорировав мнение тысяч людей. И принялись за сквер.
Читайте также: В Екатеринбурге провели акцию в защиту подготовленной к сносу телебашни
Но это всё — «местная специфика». Другая сторона — это общее недовольство граждан существующей ситуацией в стране, которое очень резко обострилось после принятия пенсионной реформы и других явно антисоциальных законов.
Поэтому массовые многодневные протесты в Екатеринбурге вызваны не столько желанием сохранить сквер, сколько накопившимся недовольством властью, которая игнорирует запросы общества. И неудивительно, что протесты пытаются, и небезуспешно, использовать в своих интересах различные политические силы, в том числе деструктивные — штаб Алексея Навального, представители «Протестной России» и прочие объединения «болотного» и «майданного» толка.
Читайте также: «Кто не скачет, тот за храм» — протестующие в Екатеринбурге
Что делать в этой ситуации власти? Понятно, что просто отступить — это очень сильно потерять лицо. По сути — признать свое поражение. Ведь история с храмом тянется очень давно. Сначала пытались построить храм на площади Труда, потом на акватории городского пруда. И каждый раз отменяли решение из-за протестов горожан. Очевидно, что согласиться с требованиями протестующих для власти — это значит, отложить строительство храма еще на многие годы.
Но и игнорировать массовые протесты опасно. Единственный шаг — это садиться за стол переговоров и искать реально компромиссное решение. Когда каждая сторона идет на существенные уступки. Смогут ли найти этот крайне необходимый компромисс обе стороны — покажет время. Но очевидно, что от этого зависит будущее не только города Екатеринбурга, но, во многом, и всей нашей страны.