logo
  1. Социальная война
  2. Подростковые суициды
Москва, / ИА Красная Весна

Депутатам Мосгордумы объяснили рост суицида в современных школах

Школа
Школа
Ольга Скопина © ИА Красная Весна

На возросший уровень суицида в современных школах повлияло использование системы рейтингов, заявил в своем докладе доктор исторических наук, профессор Вардан Багдасарян на круглом столе 19 декабря, посвященном декрету «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Профессор ссылается на исследования состояния образования в Европе и России, проводившиеся Надеждой Крупской, и сравнивает используемые тогда педагогические подходы с нынешней ситуацией. Изучая причины высокого процента ухода детей из жизни в дореволюционных школах, Крупская приходит к выводу, что значительную роль в этой проблеме играет созданная в школах атмосфера давления.

«Вот эта система рейтингов, система постоянной гонки, система давления через оценку — она что угодно делает, но она не делает ребенка счастливым. Она создает ту атмосферу, когда для ребенка уходит главное — это детское счастье, приходит нечто второстепенное», — поясняет механизм такого воздействия Багдасарян.

Читайте также: Количество детских самоубийств в РФ вновь растет

По мнению профессора, работающего в нескольких крупных московских вузах, это наблюдение применимо к современному российскому образованию: «Мы пошли вот по этому пути, стоит ли удивляться сегодня росту суицида, если показали сто лет назад, как бы — система. Вопроса о детском счастье нет сегодня вообще в повестке. Просто его не существует».

Другой серьезной проблемой нынешней системы образования Багдасарян считает отсутствие стратегической установки на формирование человеческой личности, которая явным образом присутствовала в советской педагогике.

Читайте также: Историк: капитализму не нужно ни Шекспира, ни Моцарта, нужны потребители

С точки зрения доктора исторических наук, уникальность опыта СССР и его наиболее передовая черта в сравнении с западными странами заключалась в том, что в советской школе обучали не просто универсальной грамотности, то есть умению читать и писать, и даже не функциональной, то есть умению адаптироваться к социальным условиям, а «интеллектуальной, к мировоззренческой грамотности», умению определять свое место и место своей страны в мире.

Такое обучение предполагало формирование человека-творца. Багдасарян убежден, что именно возвращение к фундаментальной идее строительства нового человека через систему образования может освободить человека из-под гнета капитализма.

Читайте также: Профессор МГУ: победа над капитализмом возможна через человекостроительство

Напомним, 19 октября в Московской городской думе состоялся круглый стол «От мрака — к свету, от битвы — к книге, от горя — к счастью». Мероприятие было посвящено грядущему 100-летию Декрета Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», принятому 26 декабря 1919 года.

Докладчики говорили о разных аспектах борьбы с неграмотностью и уникальных особенностях системы образования в Советской России. Доклад профессора Багдасаряна был посвящен теме: «Советская педагогика как фактор развития СССР. От сохи — к атомной бомбе».

Читайте также: Высокая грамотность в Красной Армии принесла ей победу — сотрудник архива