Историк: капитализму не нужно ни Шекспира, ни Моцарта, нужны потребители
Снижение интеллектуального уровня населения является естественной целью образования в условиях капитализма, заявил доктор исторических наук, профессор Вардан Багдасарян на круглом столе 19 декабря, посвященном декрету «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Используя данные анализа состояния образования в Европе, проведенного Надеждой Крупской, Багдасарян отмечает, что как раньше, так и теперь в капиталистических странах существовали школы для элиты и для народа, отличающиеся методикой, оснащением и финансированием. При этом современные западные элитные школы опираются в том числе и на советские методики, а вот народные используют «методику оболванивания».
«Капитализм — он дает грамотность. Развитие технологий определенное дает, но он оболванивает человека. То, что сегодня происходит с нашей системой тестирования — ну, это просто, надо называть вещи своими именами — дебилизация», — делает вывод профессор.
Сравнивая подход в капиталистических странах, в том числе в современной России, с попытками формирования нового человека в СССР, Багдасарян указывает на ненужность и даже вредность человека-творца в капиталистическом миропорядке.
Профессор ссылается на статью академика Арнольда. В ней известный математик рассказывает о сознательном ухудшении качества образования в Америке, поскольку в результате чтения книг человек вместо предметов потребления «начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы».
Читайте также: Профессор МГУ: победа над капитализмом возможна через человекостроительство
«Капитализму это не нужно: ни Шекспира, ни Моцарта, поэтому, в общем, для капитализма характерна главная установка — корпорации должны получать прибыль. Как могут получать прибыль корпорации? Либо путем расширения рынков сбыта, но дальше сегодня расширяться некуда, либо путем роста потребительских запросов. То есть, называя вещи своими именами — путем потребительского зомбирования населения», — описывает целевые установки образования Багдасарян, отмечая, что любые духовные ориентиры при этом становятся «помехами» для достижения этой цели.
Говоря о советском образовании, Багдасарян привел сформулированную Сталиным установку на то, чтобы «весь рабочий класс и всё крестьянство сделать интеллигенцией», а также установку на коллективистское воспитание и развитие личности. Профессор отметил, что в нынешней системе стратегические цели образования в принципе не сформулированы.
«Сегодня говорят о компетенциях, компетенции. Не говорят только о самом важном — не говорят о том, какого человека мы формируем», — объяснил проблему Багдасарян.
Читайте также: Сравнительный анализ целей образования в нашей стране в 1950-е годы XX века и в нынешнее время
Доктор исторических наук сформулировал пять ключевых компонентов советской системы образования: установка на общественный идеал, коллективистское воспитание, приоритет фундаментальной подготовки над специализацией, развития личности над получением знаний и «то, что в дореволюционной педагогике называли „преображение человека“».
Читайте также: В Мосгордуме рассказали о братстве народов СССР
Багдасарян отметил, что эти компоненты были выбраны в условиях обширной и глубокой педагогической дискуссии. По мнению профессора, сам факт наличия этой дискуссии и педагогических исканий 20–30-х годов свидетельствует о больших интеллектуальных ресурсах, брошенных государством на систему образования.
Читайте также: Высокая грамотность в Красной Армии принесла ей победу — сотрудник архива
В подтверждение этой мысли историк также привел экономические данные: с 1926 по 1930 годы финансирование системы образования колебалось от 12 до 13,4% бюджета, в то время как на 2020 год на образование выделено 4% бюджетных денег. Именно такое внимание к образованию Багдасарян и считает основой советских научно-технических побед. В подтверждение этой мысли он процитировал известное высказывание президента Кеннеди: «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой».
Напомним, 19 октября в Московской городской думе состоялся круглый стол «От мрака — к свету, от битвы — к книге, от горя — к счастью», посвященный грядущему 100-летию Декрета Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В своих докладах выступающие рассказали об организации борьбы за грамотность в Красной Армии и национальных республиках, а также принципиальных особенностях и уникальности советской системы образования и воспитания в целом.