В Мосгордуме рассказали о братстве народов СССР
Подлинное равенство и братство многонациональных народов стало возможно благодаря политике большевиков, заявила доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИРИ РАН Елена Кострикова 19 декабря на круглом столе в Московской городской думе, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Уничтожение народного неравенства и объединение многонациональных народов на всей территории Российской империи большевики считали задачей огромного политического значения, заявила Кострикова в своем докладе «Проблемы ликвидации неграмотности среди народов Советского Союза».
Подчеркивая политический характер проблемы, Кострикова отметила, что частью ленинского плана «превращения экономически отсталой России в передовую индустриальную страну» было приобщение народов Советского Союза к культуре, которое без достижения всеобщей грамотности населения было невозможно.
По мнению Костриковой, тяжелое наследие в виде неграмотного и во многом культурно разобщенного населения, доставшееся советской власти — прямое следствие отношения к многонациональным народам как к людям второго сорта, практиковавшееся в Российской империи. «В официальных документах всех, кого не относили к великороссам, называли инородцами и туземцами», — подтверждает свои слова историк.
Читайте также: Большие успехи в образовании при Николае II — миф
Безграмотность и разобщенность населения Российской империи имела огромный масштаб — «из 130 языков в России только 20 имели более или менее разработанную письменность, 60 ее не имели вовсе». Письменности не имели почти все народы Севера. А, например, на Кавказе проживало около 50 народов, в соседних селах люди могли говорить на совершенно разных языках.
Для объединения народов в 1921 году на X съезде ВКП (б) было решено: развивать и укреплять действующие на родном языке администрации, хозяйственные органы, суды, прессу на родном языке, школы, театры, учреждения культуры, создавать широкие сети курсов и школ на родном языке для подготовки местных кадров по всем областям и, прежде всего, в области просвещения, отметила ученый.
Для этого требовалось создать письменность для неписьменных народов и усовершенствовать уже существующую. Давая оценку достигнутым результатам, Кострикова отмечает методы работы большевиков — задача была решена поэтапно, в потрясающе короткие сроки за счет системности, опоры на крупных специалистов, ученых, создания серьезных научных коллективов, работы на местах.
«Уже в середине 30-х годов ликбез дошел до самых дальних точек страны», самых труднодоступных мест — Приамурья, Горного Алтая, побережья Охотского Моря, Камчатки, а укрепление связей между народами сделало русский язык межнациональным. В переписи населения 1939 года процент грамотности приблизился к поставленной цели: минимальный уровень грамотности в 59,3% отмечался в Молдавии, максимальный в Украинской ССР — 94%, указала историк.
Читайте также: Высокая грамотность в Красной Армии принесла ей победу — сотрудник архива
Кострикова подчеркивает принципы «добровольности, взаимного уважения, взаимного обогащения между народами и полного равноправия» в работе большевиков по народному просвещению.
Так, в постановлении «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей» 13 Марта 1938 года, принятом ЦК ВКП (б) и Советом Народных Комиссаров, один из пунктов гласил: «Установить, как правило, что преподавание русского языка в начальных школах должно вестись учителями, владеющими родным языком учащихся». А в 1926 году началось преподавание национальных языков северных народов в Ленинградском институте востоковедения.
Читайте также: Латынина объяснила, почему русский язык теряет свою популярность
Благодаря гуманистическим принципам сохранения национальных культур, советская власть «не только провозгласила подлинное равенство между народами, но и создала все условия для его осуществления на практике и впервые в истории совершила такое великое дело, которое послужило примером другим народам».
Отметим, ранее журналист, писатель Юлия Латынина обвинила большевиков в том, что они стимулировали развитие национальных языков, которые в Российской империи были обречены на вымирание. В качестве эталонного поведения, на которое необходимо было равняться, журналист указана на крупные западные государства, где произошел «естественный процесс вымирания национальных языков»: Великобританию, Австрию, Германию и др.
Напомним, 19 декабря на том же круглом столе в Московской городской думе кандидат исторических наук, доцент МГЛУ Владимир Корнеев отметил отсутствие значимых для народа успехов в области народного просвещения в период правления Николая II.