1. Социальная война
  2. Протесты в США
Вашингтон, / ИА Красная Весна

В США инакомыслящих ученых увольняют под видом борьбы с расизмом

Франс Франкен младший. Смерть, играющая на скрипке. (ок. 1625 года)
Франс Франкен младший. Смерть, играющая на скрипке. (ок. 1625 года)

Руководители научных учреждений в последние годы начали в массовом порядке перенимать «язык господства и угнетения» для целей подавления инакомыслия, пишет профессор Аризонского университета, физик-теоретик, президент фонда Origins Project Foundation Лоуренс Краусс в статье, 12 июля опубликованной изданием Wall Street Journal.

Тенденция обострилась после того, как полицейские в Миннеаполисе убили чернокожего Джорджа Флойда, отметил Краусс. Ранее, по его словам, язык господства и угнетения использовался в основном руководителями культуроведческих изданий для подавления инакомыслия и проведения кадровой политики — снятия с должностей научных сотрудников под предлогом поддержки ими системного угнетения.

Теперь же к этой кампании присоединились и представители точных наук, пишет Краусс.

Он приводит примеры того, как научные организации и общества, в числе которых Американское физическое общество, лаборатории и факультеты естественных наук американских университетов, научные издания, присоединяются к кампании по искоренению «системного угнетения» и под этим предлогом вынуждают к увольнению авторов исследований, которые посчитали «расистскими».

В качестве примера Краусс также рассказал об открытом письме, которое подписали более 100 преподавателей Принстонского университета, среди них почти половина —преподаватели естественных и технических наук. В этом письме содержится предложение о создании специального контролирующего органа для того, чтобы «следить за расследованиями и наказывать за расистские действия, инциденты, исследования и публикации».

Краусс считает, что практика, когда в научном сообществе официально одобряются непроверенные заявления и «не глядя» осуждаются научные исследования и даже целые научные области, может способствовать прекращению научных дискуссий и обернется расцветом самоцензуры.

Краусс приводит примеры и реальной цензуры.

Так, за выступление в поддержку оценки заслуг ученых по их достижениям в науке и против заключения трудовых контрактов из принципа равенства, если следствием этого становится «дискриминация против самых достойных кандидатов», был уволен из университета известный канадский химик. «Его опубликованная обзорная статья об исследованиях в области органического синтеза исчезла с официального сайта научного журнала, а двоих редакторов, принявших эту статью, отстранили от работы», — пишет Краусс.

Также Краусс приводит пример итальянского ученого, предположившего, «что явное неравенство между мужским и женским полом в физике не обязательно может быть связано с сексизмом» и вынужденного после этого отменить семинар по статистическому дисбалансу между мужским и женским полом в физике и уволиться из лаборатории, в которой работал.

Раньше считалось, что в точных науках такого не могло произойти, пишет Краусс, за исключением диктатур, в качестве которых он приводит нацистскую — «когда „еврейская“ наука подвергалась гонениям», или сталинскую — «когда в рамках направленной против генетики кампании во главе с Трофимом Лысенко были уволены тысячи ученых» с целью подавления сопротивления государственной политической линии.

Краусс призывает ученых, научные общества, руководителей образовательных и научных учреждений выступить в поддержку не только свободы слова в науке, но и в поддержку качества научных работ, которые не должны подвергаться идеологической и политической цензуре.