Белочехи ушли победителями, за это их не любят в России — чешский режиссер

Изображение: Юлия Комбакова © ИА Красная Весна
Белочехи в России
Белочехи в России
Белочехи в России

Гражданская война в России до сих пор вызывает споры между «белыми» и «красными», а чешские легионеры, державшие нейтралитет, стали «козлами отпущения», считает чешский режиссер документалист Якуб Табери, который долгое время занимался темой чехословацких легионов, 7 июня сообщает Seznam zpravy.

«Удивительно, но это беспокоит меня, потому что Россия еще не смирилась со своей гражданской войной. Между Красными и Белыми была приличная группа „потерянных“ чешских солдат, которые хотели сначала помочь Франции на Западном фронте, а затем и на родине. Они являются идеальным козлом отпущения для русских, и совершенные в то время зверства, которые могут нанести ущерб репутации как красных, так и белых, легче всего бросить в них», — считает Табери.

Режиссер подчеркнул, что белочехи на самом деле не хотели вмешиваться в гражданскую войну, становиться на одну из сторон. А то, что часть перешла на сторону красных, а другая — воевала за Колчака — это вынужденные действия. А жестокие расправы белочехов над мирным населением — интерпретация русской истории.

«Там ликвидировали целые деревни, как это сделали белые и красные, и очень легко сказать: они — легионеры, а не мы. Это целенаправленная, преднамеренная интерпретация истории, целью которой является урегулирование ситуации после гражданской войны», — заявил чешский режиссер.

Табери считает, что большевики сами спровоцировали чехословаков на восстание. Примкнув к Колчаку, увидев его преступления, они открыли глаза мирового сообщества на Верховного правителя, и когда Колчак лишился поддержки США, дни его были сочтены. «Сначала они (легионеры) сотрудничали с ним, они образовали общий фронт, но когда они выяснили, что такое ужас и несправедливость правительства Колчака, они отошли и взяли на себя задачу охраны всего Транссибирского шоссе», — считает режиссер.

По мнению режиссера, «то, как действовали легионы в России, было не борьбой с революцией, а борьбой за жизнь. Они хотели уйти». Но ушли они победителями, что и раздражает больше всего русских, считает режиссер — внук легионера. «Наши легионеры в России тогда сделали то, чего никто не смог ни до, ни после. Где оказался Наполеон? Где Гитлер? И я думаю, что это одна из проблем, почему она так сильно резонирует в России. То, что мы там победили», — заявил Табери.

Напомним, эшелоны с чехословацкими легионерами, начавшими эвакуацию из России, к весне 1918 года растянулись по Транссибу от Пензы до Урала на несколько тысяч километров. Подняв мятеж против большевиков в 1918 году в Челябинске, они взяли под контроль Транссиб. Части, находящиеся в Самаре и Сызрани, примкнув к белому генералу Каппелю, пошли на восток. Осенью 1918 года под Казанью, где легионеры захватили золотой запас РИ и понесли серьезные потери, ими было принято решение сосредоточиться на контроле над железной дорогой.

Памятники белочехам, установленные вдоль Транссиба чешской стороной, вызывают неоднозначную реакцию со стороны российских граждан, в памяти которых легионеры запечатлены как мародеры и каратели. Почти в каждом городе, где проходили войска колчаковцев и белочехов, стоят памятники жертвам, погибших от их рук.

Напомним также, в книге чешского историка Томаша Кристалика «Замалчиваемая история» приводятся свидетельства того, что в 1918 году в Сибири был открыт «Легионбанк» с 245 сотрудниками, имевший филиалы Владивостоке, Харбине, Токио, Шанхае, Маниле, Сингапуре, Триесте и Праге.

«Легионбанком» в России была создана Центрокомиссия также с зарубежными филиалами. Организация скупала товары, производившиеся вдоль Транссиба, и сбывала их по всему миру. Белочехи прибрали в свои руки и многие заводы и предприятия вдоль магистрали, включая рудники и шахты. Только во Владивостоке у Центрокомиссии был 301 сотрудник. Российские ценности вывозились из Владивостока зафрахтованными кораблями.