1. Политическая война
  2. Судебные процессы
Гётеборг, / ИА Красная Весна

Авторов фильма о пароме «Эстония» осудили за нарушение покоя погибших

Изображение: (cc) Mark Markefelt (1918–2009)
Паром «Estonia» в то время, когда он носил название «Viking Sally»
Паром «Estonia» в то время, когда он носил название «Viking Sally»

К штрафам за нарушение закона о покое погибших на затонувшем пароме «Эстония» приговорил журналиста Хенрика Эвертссона и эксперта по затонувшим кораблям Линуса Андерссона суд Гётеборга, сообщает 5 сентября информационное агентство TT.

Ранее обвиняемые провели собственное расследование и обнаружили в ходе подводных погружений большую, до тех пор неизвестную дыру в корпусе парома «Эстония», затонувшего в Балтийском море в 1994 году. По материалам был создан фильм «„Эстония“ — находка, которая меняет всё», вышедший на канале Discovery. Этими данными заинтересовалась государственная аварийная комиссия, и сейчас проводятся новые расследования катастрофы.

Снимки были сделаны с помощью водолазного робота в 2019 году. Однако журналисту Эвертссону, руководившему съемочной группой, и его коллеге Андерссону было предъявлено обвинение в нарушении специального закона о погребении. При этом обвиняемые подчеркивают, что робот не касался обломков, и утверждают, что погружения были необходимы для получения новой информации о катастрофе, которая не была должным образом расследована.

«Существует сильный общественный интерес в поддержании покоя вокруг теплохода „Эстония“, который является местом захоронения большого количества людей. Защита могильного покоя перевешивает интересы защиты свободы слова и информации», — сказано в пресс-релизе председателя суда, адвоката Йорана Лундаля. Отмечается, что для размера штрафа важен мотив, поэтому наказание будет более мягким.

Читайте также: Шведские исследователи отправились изучать останки парома «Эстония»

Дело ранее рассматривалось в нескольких инстанциях. Сначала окружной суд Гётеборга оправдал Эвертссона и Андерссона на том основании, что они работали с немецкого катера, а Германия не вводила специальный закон о погребальном покое. Кроме того, окружной суд посчитал, что специальный закон противоречит принципам международного права.

Читайте также: Шведский суд оправдал создателей документального фильма «Эстония»

Но апелляционный суд дал другую оценку. Он заявил, что шведский закон применяется, когда обвиняемый является гражданином Швеции, а закон не противоречит международному праву. Поэтому дело было возвращено для повторного рассмотрения.

Напомним, паром «Эстония», следовавший из Таллина в Стокгольм, потерпел крушение ночью 28 сентября 1994 года. При крушении погибли 852 человека, выжили только 137 пассажира. Большинство погибших обнаружить не удалось, и обломки парома охраняются как место погребения жертв кораблекрушения. Договор об особом статусе места крушения «Эстонии» подписали Эстония, Финляндия и Швеция.

По итогам официального многолетнего расследования, которое было прекращено в 2009 году, комиссия сделала вывод, что причиной затопления стали отвалившиеся носовые ворота (визоры) и сильный шторм. После обнаружения неизвестной ранее дыры в корпусе парома бывший глава эстонской комиссии по расследованию гибели парома Маргус Курм предположил, что причиной крушения стало столкновение с подводной лодкой. В Эстонии потребовали нового расследования катастрофы.