Министерство просвещения займется социальной поддержкой обучающихся
Указ, определяющий полномочия Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования, подписал президент России Владимир Путин 15 мая, сообщает сайт президента kremlin.ru.
В соответствии с указом «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство просвещения займется разработкой и осуществлением государственной политики в сфере общего и среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых. Кроме того, в ведение министерства перейдут вопросы воспитания и опеки несовершеннолетних, социальной поддержки и защиты обучающихся.
Министерство науки и высшего образования, в свою очередь, будет отвечать за политику в сфере высшего образования, развитие центров науки и высоких технологий, социальную защиту и социальную поддержку обучающихся в вузах, молодежную политику.
Напомним, 15 мая Минобрнауки было разделено на два независимых министерства — Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Вопрос о разделении Минобрнауки начали обсуждать еще в 2016 году. Утвержденный проект представлен премьер-министром России Дмитрием Медведевым в рамках предложения о структуре правительства. По словам Медведева, реформа Минобрнауки «позволит лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования». Надзором как за общим, так и за высшим образованием займется Федеральное агентство по надзору за образованием, которое будет подчиняться напрямую правительству. Новым министерствам перейдет и управление государственным имуществом в соответствующих сферах. Например, ранее имуществом Российской академии наук управляло Федеральное агентство научных организаций (ФАНО). По новому указу ФАНО упраздняется, а его функции возьмет на себя Министерство науки и высшего образования.
Шаг к сбрасыванию масок демократичности, то есть к открытому формированию многоэтажного общества, сделан. Разделение государственной политики на различных ступенях образования граждан выглядит нонсенсом, если предполагать благом, достижение которого должно входить в цели государства, — непрерывность и общедоступность образования. В полномочиях министерств не указано общих функций, а значит такое разделение — не просто очередная «оптимизация» по увеличению бюрократических возможностей чиновников, а принципиальная постановка разных целей для разных ступеней образования. Таким разделением признается, что гарантированное государством среднее образование несет цель «просвещения», а не подготовки к высшей ступени образования. В этой ситуации стандарт среднего образования (объем «просвещения») может быть абсолютно любым. Можно не учить детей думать, воспитывая из них массового «грамотного потребителя». А контингент для высшей школы и для научных кадров готовить отдельно, в рамках дополнительного образования, частных инициатив, школ при вузах.