В Петербурге открыли выставку «Артерии Победы», посвященную прорыву блокады

Изображение: цитата страницы vk.com/rzd_museum
Выставка «Артерии Победы»
Выставка «Артерии Победы»

Выставка «Артерии Победы», посвященная 80-летию прорыва блокады Ленинграда и началу снабжения города по дороге «Шлиссельбург — Поляны», открылась в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге, сообщает 19 января сетевое издание «Ревизор.ру».

Участники торжественной церемонии открытия смогли увидеть иммерсивный спектакль о жизни Ленинграда и Октябрьской железной дороги в 1940-х годах. Директор ОАО «РЖД» по коммуникациям Юрий Нагорных отметил, что данная выставка помогает вспомнить героический подвиг ленинградцев и железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Он поблагодарил блокадников и всех тех, кто помогал строить «Дорогу победы» — дорогу «Шлиссельбург — Поляны».

33-километровую «Дорогу победы» строили, в основном, женщины и подростки. Железную дорогу возвели в кратчайшие сроки, и она стала жизненно важной для Ленинграда, дав надежду на полное освобождение города.

Как указано в анонсе выставки, она развернута на одной из аллей внутри здания Музея железных дорог России. Здесь представлены паровозы и вагоны времен Великой Отечественной войны, образцы формы, награды и личные вещи героев-железнодорожников, обнаруженные на местах боевых действий образцы оружия.

Внутри крытого вагона Ю 657582 (1925-1931) можно изучить планшеты с информацией, а в пригородном вагоне Ок 3906 1940 года размешено тематическое пространство «Ленинградская симфония». Выставка будет работать до июня 2023 года.

Напомним, после прорыва блокады Ленинграда 18 января 1943 года появилась узкая полоса суши шириной всего 10-11 км, связывающая город со страной. Построенная на этой полосе временная железнодорожная линия «Поляны — Шлиссельбург», называемая «Дорогой Победы», дополнила «Дорогу жизни», проходящую по Ладожскому озеру.

Изыскатели и проектировщики приступили к выбору и отбивке трассы на местности уже 19 января 1943 года. Приходилось строить дорогу на болотистой местности при практически отсутствующих дорогах для доставки грунта. Самым сложным стало возведение низководного моста через Неву.

Проектирование и строительство велось круглосуточно. Уже 7 февраля 1943 года к Финляндскому вокзалу Ленинграда по новой линии прибыл первый поезд. После открытия движения началось строительство высоководного моста-дублера, который начал действовать 19 марта 1943 года.

Движение по «Дороге Победы» осуществлялось в ночное время из-за постоянных обстрелов. Эта дорога позволила наладить регулярное снабжение Ленинграда продовольствием и вооружением. За все время по трассе было проведено 5440 поездов и доставлено более 4,5 млн тонн груза.

Читайте также: «Дорога здесь пробита сквозь блокаду». Свидетельства борьбы жизни и смерти