1. Реальная Россия
  2. Обстановка в регионах РФ
Калининград, / ИА Красная Весна

Калининград: интеграционные проекты и усиление военной группировки

Изображение: © ИА Красная Весна
Калининград. Монумент «Мать–Россия»
Калининград. Монумент «Мать–Россия»

Неделя в Калининградской области: эксперты обсуждают интеграционные проекты прошлого и настоящего, в большинстве муниципалитетов сформированы полноценные команды для международного взаимодействия, а военная группировка усиливается.

В ведущем вузе калининградской области, БФУ им. Канта, 31 января началась двухдневная конференция, приуроченная к 70–летию образования Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). На сайте БФУ в посвященном мероприятию разделе перечислены впечатляющие результаты, достигнутые в ходе взаимного сотрудничества стран, входивших в СЭВ: осуществлена масштабная индустриализация, развернуто широкое жилищное строительство, резко поднялся уровень жизни населения и так далее. Эксперты отмечают, что преимущества плановой социалистической экономики позволили воспринимать сотрудничество стран в рамках СЭВ как альтернативу разворачивающимся в то же время процессам европейской интеграции. Напомним, с 1957 года начало формироваться Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Из истории Совета экономической взаимопомощи

Само название организации говорит о цели, с которой она создавалась. В течение трех послевоенных лет с 1945 года Советский Союз осуществлял масштабную помощь разрушенным мировой войной восточноевропейским странам, вошедшим в зону его влияния, практически безвозмездно. Образование Совета эту помощь должно было сделать взаимной.

Задача Совета согласно подписанному 18 января 1949 года Протоколу заключалась в координации экономических планов входящих в Совет стран для исключения конкуренции между отраслями и конкретными направлениями их экономик — отрасли государств–участников должны были стать взаимодополняющим целым. Для освоения месторождений полезных ископаемых и переработки сырья создавались смешанные компании и объединения, производства унифицировались. Организовывался обмен опытом, обеспечивался сбыт произведенной продукции, предоставлялись кредиты и осуществлялись инвестиции — в целях укрепления экономик.

Постоянный секретариат СЭВ изначально располагал фондом в 100 млн руб. — 50 млн вклад СССР и по 10 млн от остальных стран. Расчеты должны были производиться в рублях или золоте, позже был предложен такой финансовый инструмент как безналичный переводной рубль.

Срок действия Протокола определялся в 20 лет с возможностью его пролонгации. Заявление о выходе из соглашения, если таковое будет подано, вступало в силу через 2 года после его предоставления в письменном виде в постоянный секретариат Совета.

В деятельности СЭВ переломным оказался 1962 год. Организация должна была стать одним из инструментов для достижения целей, обозначенных на XXII съезде КПСС (1961), провозгласившего, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», а также продолжившего курс ХХ съезда на всеобъемлющую «десталинизацию».

Надо отметить, что инициатором преобразований в СЭВ зачастую выступало не столько советское руководство, сколько руководство других стран–членов, в частности, Польской народной республики. Именно польским руководством было внесено предложение о преобразовании совета из организации взаимопомощи в организацию сотрудничества, а также о фактическом введении наднационального управления и отмирания национальных границ, поддержанное советским руководством. Что, отметим, не встретило понимания некоторых других участников СЭВ. Хрущев заявляет о том, что «нам надо через экономику идти к слиянию государств», ссылаясь при этом на опыт западноевропейских стран, но предлагая от координации в экономической сфере перейти к суперпланированию: «У нас [стран–участниц СЭВ] сейчас сложились хорошие отношения. Раньше, при Сталине, было не доверие, а страх. А сейчас страх исчез, а доверие выросло… Если они считают нас лидерами, давайте это лидерство покажем на деле».

Принятыми в 1962 году «Основными принципами международного социалистического разделения труда» был определен курс на усиление взаимозависимости экономик стран социалистического блока. В СЭВ получили возможность участвовать страны, расположенные не только на Европейском континенте. Отметим, что экономические реформы, проводившиеся в то время в СССР, стали насаждаться и в других странах СЭВ, и это также стало одной из причин разногласий внутри организации.

Глубокая экономическая взаимозависимость и экономическая эффективность, как мы знаем, не смогли сохранить не только единство стран социалистического лагеря, но и единство СССР. На распад социалистической системы решающее влияние оказали смертельный удар, нанесенный по советской идеологии в хрущевскую эпоху, его естественное продолжение в виде взятого советским руководством курса на «конвергенцию» с капитализмом и последующая «перестройка».

Сессия СЭВ 1990 года в Софии, на которой советскую делегацию возглавлял Николай Рыжков, фактически поставила точку в истории этой организации: советским представителем было заявлено, что валютой во взаиморасчетах отныне станет доллар, а цены — мировыми. Это означало конец СЭВ и разрыв экономических связей, устанавливаемых в течение нескольких предыдущих десятилетий.

В настоящее же время, как заявил в приветственном слове участникам калининградской конференции 31 января 2019 года зам. председателя регионального правительства Гарри Гольдман, «наиболее важная тема» — тема поиска путей кооперации с другими странами и участия в международном распределении труда. Отметим, что основополагающий принцип рыночной экономики — конкуренцию, для исключения которой создавался СЭВ, в настоящее время никто под сомнение не ставит. Рассчитывает ли российское руководство на роль лидера, как Хрущев, в современном интеграционном процессе?

Изображение: © ИА Красная Весна
Калининград. Штаб Балтийского флота
Калининград. Штаб Балтийского флота

Кто будет определять идеологию, приоритеты и условия интеграции?

Можно ли считать предложенную президентом РФ национальную идею полноценной идеологией? В.В. Путин (2016 г.): «Все граждане работают для того, чтобы страна была сильнее. Потому что, если так будет, каждый из нас, каждый гражданин будет жить лучше — и достаток будет больше, и комфортнее будет, и так далее. Это и есть национальная идея». Где комфортней, там и Родина?..

Владимир Путин практически повторил то, что сформулировал в 2005 году российский философ А. Ракитов, по мнению экспертов, всегда чутко отзывающийся на запросы определенных властных групп.

«Могу предложить национальную идею для России: из России наконец нужно сделать Родину. Родина — это страна, где жить удобно и приятно. Комфортно!», — заявляет Ракитов. Он добавляет, что «лицом» такой родины являются «чистые сортиры», а ее комфортность «не зависит от площади, не имеет отношения к славной истории страны».

На достижение этой цели — получить, наконец, не имеющие отношения к «площади и славной истории страны» условные «чистые сортиры», направлены и программы приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Калининградская область», в рамках которых сейчас в регионе проводят конкурсы на грантовую поддержку проектов «контактных групп». Приоритет, естественно, отдается проектам, посвященным сохранению объектов культурного наследия, которым по умолчанию считается «наследие» восточно–прусское.

1 февраля в ходе совещания, посвященного организации грантовых конкурсов, руководитель агентства по международным и межрегиональным связям регионального правительства Алла Иванова заявляет: «Наш регион занимает одно из лидирующих положений среди субъектов Российской Федерации по объему зарубежных контактов». Она отмечает также, что «в большинстве муниципалитетов сформированы полноценные команды, отвечающие за международное взаимодействие».

Очевидно, что организация бытового комфорта не может встречать каких-либо возражений, а стремление очистить, благоустроить и украсить «общественные пространства» и окружающую среду можно только всячески приветствовать — если все это не увязывается с убеждением, что «чистые сортиры» — венец цивилизованности и культуры, могут быть только в «маленькой уютной стране», населению которой плевать на свою собственную историю (причем, в буквальном смысле — предпочтение отдается истории чужой). Но именно такая увязка зачастую и происходит, в том числе, с подачи зарубежных партнеров по приграничному взаимодействию.

На неделе были публикации по результатам очередного опроса, проведенного Калининградской социологической группой: опрошены 726 человек, «в том числе жителей Калининградской области, туристов из других регионов России, туристов из стран СНГ, зарубежных туристов из стран Прибалтики, Польши, Германии, Великобритании». Европейские туристы, как показал опрос, едут в регион ради немецкого исторического наследия, а «самая сильная сторона» региона — прусская архитектура. «На ней мы и делаем основной акцент», — поясняет результаты опроса министр культуры и туризма Андрей Ермак.

Андрей Ермак, впрочем, предлагает включить в экскурсионные программы и военные объекты, факт их присутствия, по его мнению, тоже «может работать на увеличение туристической привлекательности области», детские туристические группы могли бы посещать корабли Балтийского флота, а военная подводная лодка, стоящая на приколе Музея мирового океана — «один из самых популярных у туристов объектов». Но все это только в дополнение к основному, «более универсальному турпродукту»: объекты восточно–прусского культурного наследия и санаторно–курортный отдых.

Надо сказать, что военная группировка в регионе усиливается — вразрез с установкой вышеупомянутого философа А. Ракитова, утверждающего, что «величие определяется не танками и ракетами», а то, «что американцы спят и видят, как нас завоевать» полагают только «самые тупоголовые». «Тупоголовым», наверное, только мерещатся облепившие российские границы, в том числе, и Калининградской области, разведывательные самолеты НАТО.

СМИ сообщают, что соединение морской авиации военного округа вдобавок к сформированному ранее штурмовому авиаполку получило истребительный, наземные силы 11-го армейского корпуса усилены танковым полком, а ракетная бригада — «Искандерами».

Напомним, ни мощные вооруженные силы, ни экономическая взаимозависимость не смогли помешать распаду социалистического блока и СССР.