Депутаты Петербурга запустили новую волну десоветизации
Очередное обострение ситуации с переименованием советских улиц и увековечиванием памяти Сталина наблюдается в Санкт-Петербурге, сообщает 27 ноября корреспондент ИА Красная Весна.
Так, сегодня два депутата Законодательного собрания города Михаил Амосов и Борис Вишневский внесли на рассмотрение ЗакСа проект федеральной инициативы о запрете увековечивания памяти Иосифа Сталина. По мнению депутатов, запрет увековечивания памяти Сталина необходим в знак глубокого уважения к жертвам преступлений сталинизма. В пояснительной записке оговаривается, что нужно запретить не только устанавливать новые памятные знаки, но и в срок до 1 января 2019 года необходимо ликвидировать все памятники, бюсты, обелиски и мемориальные доски с изображением или упоминанием Сталина.
«За последние несколько лет по стране чуть ли не полторы сотни памятников и бюстов Сталину было установлено. Я не могу себе представить, чтобы в Германии устанавливали памятники Гитлеру. А на мой взгляд, сталинизм такая же отвратительная тоталитарная диктатура, как и германский нацизм. Официальными решениями высших государственных органов, начиная с СССР, сталинские преступления осуждаются. Как можно одновременно называть это преступлениями и допускать установку памятников преступнику и увековечивать его память в названиях? На мой взгляд, это не допустимо», — заявил Вишневский.
А 24 ноября депутат Вишневский, после последнего заседания Топонимической комиссии, рекомендовавшей переименовать Советские улицы и улицу Восстания, написал на своей странице в «Фейсбуке»: «Получил наказ от омбудсмена Александр Шишлов (Alexander Shishlov) — надо вернуть улице Ленина историческое название Широкая. В понедельник направлю предложение». Однако пока он не опубликовал отчета о том, что направил новое предложение о переименовании улицы.
Одновременно с этим сегодня депутат Амосов предложил передать полномочия топонимической комиссии по переименованию улиц Законодательному собранию города. Его инициативу поддержал депутат ЗакСа Максим Резник.
Отметим, что переименование улиц в Санкт-Петербурге началось сразу после Перестройки, и этот процесс продолжается до сих пор. Опросы общественного мнения показывают, что жители в большинстве своем переименования не поддерживают. Тем не менее, в топонимическую комиссию постоянно вносятся предложения о возвращении улицам их исторических названий. Многие из них комиссия одобряет. Уточним, что решения комиссии носят рекомендательный характер, окончательное решение принимает губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
За последнее время также было осуществлено несколько переименований. Например, улица Пролетарской Диктатуры стала Лафонской, а улицы Володарского и Урицкого в Колпино — Адмиралтейской и Соборной соответственно.
В 2011 году в рамках десталинизации, по сути являющейся десоветизацией, которую начали раскручивать советник президента России М. Федотов и его коллега по Высшей школе экономики (ВШЭ) С. Караганов, значилось несколько основных пунктов. А именно:
1) правовое осуждение «преступлений коммунизма»,
2) смена советских названий,
3) увековечивание памяти жертв политических репрессий.
Как мы можем убедиться, наблюдая за последними событиями, это и установка «Стены скорби» в Москве с участием президента, и продолжение процесса по переименованию советских топонимов по всей России, и пресловутая инициатива «Последний адрес» — установка памятной таблички по последнему адресу проживания человека, арестованного в 30-е годы прошлого века — десталинизация до сих пор идет полным ходом.
В Санкт-Петербурге же есть достаточно активное ядро депутатов и деятелей культуры, которые во всю работают на этом антисоветском идеологическом поле. Устав стоять в стороне, видя борения в топонимической комиссии, они захотели поучаствовать в этой игре, перенеся ее в ЗакС, где они имеют большую поддержку и возможности.