Закрытие театров погубит Россию — оперный певец
Идея закрыть в России все театры приведет к росту радикализации в обществе и к раскачке страны, заявил оперный бас-баритон, член Союза театральных деятелей России Кирилл Попов 26 октября, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Комментируя предложение члена Общественной палаты Павла Пожигайло запретить театр как жанр, Кирилл Попов отметил: «Подобные действия могут быть предприняты со стороны тех, кто опасается правды — в театре она может предстать перед людьми такая, какая она есть: вспомним, хотя бы „Ревизор“ Н. В. Гоголя». В таком случае далее последует запрет всего, «где ставятся острые вопросы, характерные для всех видов обществ», — добавил Попов.
Говоря о достижениях театрального искусства, оперный певец напомнил: «Во время Великой Отечественной войны театр и искусство поддерживали людей во всех этих страшных ситуациях, давали силы выжить, эти заслуги не могут быть подвергнуты сомнениям. В советский период, несмотря на реакционную ситуацию, театр был средоточием всего самого человечного, он служил примером для общества, просто стоит вспомнить, кто там играл и кто ставил».
Современное состояние театра Попов назвал критическим, однако «нужно видеть причины, по которым это происходит, и если рассуждать так, что если „театр плохой — давайте упраздним сам институт театра“, можно сказать и так: „Я пошел к врачу, он меня не вылечил, значит и медицина ни к чему“».
«Театр и искусство — мощнейший инструмент реализации и влияния на общество. Просто в театре нужно вернуться к исходным ценностям, менталитету, духовным качествам — тем свойствам человека, которые всегда исторически выгодно отличали нашего человека (достаточно просто представить вклад России в общемировую науку и искусство)», — пояснил эксперт.
По словам члена Союза театральных деятелей, такой театр служит «мощнейшим средством становления личности и для тех, кто смотрит постановку, и для тех, кто ее делает. В театре человек, имеющий и по-настоящему отстаивающий свои убеждения (сейчас довольно редкое явление), может в синтетическом ключе их высказать обществу (к примеру, объединив личный опыт с сыгранной ролью), и, зачастую, такое высказывание может быть воспринято даже противоположной стороной».
Попов подчеркнул, что Пожигайло, противопоставляя театр и церковь, на самом деле совершает большую ошибку: «Но почему самое сокровенное не может быть затронуто в настоящем театре или произведениях искусства? Вспомним хотя бы вопросы, ставящиеся в произведениях литературы: очень яркий пример — фраза Ивана Карамазова (упрощенно): „Если Бога нет, то все дозволено?“ Ф. М. Достоевский, „Братья Карамазовы“.Если настоящий театр пробуждает в человеке сокровенное, что мешает ему потом приобщиться к религии? »
Однако же, по мнению Кирилла Попова, «в данное время театральное общество имеет тенденцию воспитывать „свободного человека“, забывая об этических рамках, и в экспансии разной театральной, не побоюсь этого слова, мерзости виноваты люди, которые боятся брать на себя всякую ответственность», — добавил он.
В заключение Попов призвал Пожигайло задуматься, к чему могут привести подобные высказывания: «А господам, призывающим что-либо радикально запретить, нужно всегда помнить, что есть некая степень ответственности за подобные высказывания с таких высоких трибун, и они ЛИЧНО могут стать причиной раскачки общества, так как радикализм всегда рождает радикализм, причем иногда с неожиданной стороны».
Попов припомнил скандал вокруг фильма «Матильда», из-за которого «эмоциональная атмосфера в обществе была настолько накалена, что я, как оперный исполнитель, в тот период реально опасался включать в концерты арию Роберта из оперы „Иоланта“, которая начинается со слов „Кто может сравниться с Матильдой моей“».
Читайте также: Православный Савонарола. Член Общественной палаты хочет упразднить театры
Напомним, 22 октября член Общественной палаты Павел Пожигайло в эфире телеканала «Царьград» призвал закрыть все театры, чтобы они не отвлекали людей от посещения храмов.