1. Социальная война
  2. Электронное образование
Москва, / ИА Красная Весна

Ученые определили оптимальное время использования гаджетов детьми

Изображение: Ольга Перегуд © ИА Красная Весна
Игромания
Игромания
Игромания

Исследование зависимости развития у ребенка саморегуляции от времени использования гаджетов провели ученые МГУ им. М. В. Ломоносова и Российской академии образования (РАО), 30 декабря сообщает портал «Научная Россия» со ссылкой на пресс-службу МГУ.

Навыки саморегуляции, которыми определяются успешность адаптации к школьному обучению, академической и социальной успешности, включают в себя способность контролировать свои эмоции, познавательные процессы и поведение.

Чтобы выяснить эту зависимость ученые провели опросы свыше 3 тыс. родителей и более 800 детей. Результаты исследования показали, что у детей 7–10 лет наибольший уровень саморегуляции отмечался у тех из них, кто пользовался гаджетами 1–2 часа в день, в отличие от малышей, проводивших за ними менее часа.

Завкафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, академик РАО Александр Веракса отметил, что свое оптимальное время использования гаджетов есть для каждого возраста и в условиях современного общества нельзя совсем исключать ребенка из цифровой среды — это негативно скажется на его развитии.

«Дело в том, что содержание общения, игр детей во многом определяется сейчас цифровым контентом, не обладая которым, дети теряют возможность говорить на общие темы со сверстниками», — заключил академик.

Однако то же исследование показало, что дети 6–7 лет, которые пользуются гаджетами только 1–2 раза в неделю, имеют более высокий уровень развития саморегуляции и гибкости мышления, чем те из них, кто ими пользуется каждый день.

Статистика показывает, что среднее экранное время ребенка 2–4 лет составляет в день порядка 2,5 часа, дети 5–8 лет проводят за гаджетами более 3 часов в день. Детей до 2 лет к гаджетам допускать нельзя из-за возможного негативного влияния на эмоциональное, личностное и когнитивное развитие, считают ученые МГУ и РАО.

Также исследователи выясняли, как на речевое развитие ребенка влияют различные способы взаимодействия с гаджетами. Отмечено, что затруднена обработка речевой информации детьми 5–6 лет, которые лишь пассивно просматривают видеоролики. Поэтому ученые рекомендуют для этого возраста интерактивные программы и приложения, требующие от ребенка активного взаимодействия с гаджетом.

Обедняется детский словарный запас и в том случае, отмечают ученые, когда дети младшего дошкольного возраста просматривают несоответствующий их возрасту «взрослый» контент, тогда как обучающие видеоматериалы и приложения, соответствующие возрасту ребенка, наоборот, помогают развитию у детей языковых навыков и грамотности.

Если родители в повседневном общении не используют слова, которые дети младше 2–2,5 года слышат с экрана, то они малышами не усваиваются. Также отмечено, что дети лучше усваивают слова и материал в целом, который они просматривают на экране, если родители после просмотра задают им вопросы и побуждают к пересказу отрывков из увиденного.

Кроме того, в исследовании отмечено, что экранное время дошкольников с возрастом увеличивается, так как родители меньше уделяют внимания регулированию досуга детей. Так, результаты опроса показали, что уже в возрасте 6–7 лет 88% детей самостоятельно пользуются гаджетами, так что родители не знают, чем занимаются их дети, когда используют цифровые устройства.

Отмечается вред «перегруженного» цифрового содержания видеопрограмм на образовательный процесс в том случае, когда, например, «цифровые книги» содержат интерактивные визуальные или звуковые эффекты. Они могут снижать понимание ребенком содержания из-за того, что дети отвлекаются, и еще потому, что в процессе такого чтения сокращается общение между ребенком и родителем.

Научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Маргарита Гаврилова рассказала: «Родителям важно участвовать в выборе мультфильмов, приложений и видеоигр для детей и тщательно отслеживать, с какой информацией малыши встречаются в интернете, потому что именно особенности контента играют решающую роль с точки зрения развития ребенка».

Она с тревогой отметила, что согласно результатам проведенного исследования, сейчас именно ребенок, а не родители выбирает, что он будет смотреть. «Эти данные нельзя оставлять без внимания», — считает психолог.

Результаты проведенного исследования были опубликованы в журнале European Journal of Psychology of Education: Exploring the development of executive functions in children in a digital world, 2021.