Тест и квест. В Санкт-Петербурге будут качественно популяризировать историю

Изображение: © ИА Красная Весна
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург

Популяризация истории должна опираться на культурные и историографические достижения, заявил профессор Санкт-Петербургского государственного университета, историк Александр Филюшкин 8 октября на пресс-конференции, посвященной проведению исторического форума среди жителей Северо-Западного федерального округа.

Филюшкин отметил, что весь XIX и большую часть XX века история, говоря о прошлом, искала причины происходящих событий и обосновывала будущее. Однако события XX века показали, что история как культурная практика очень сильно зависит от власть держащих и может меняться.

«Взгляды историков менялись настолько активно, что даже возник известный афоризм „У России непредсказуемое прошлое“. Все это привело сегодня к тому, что будущего больше нет», — сказал Филюшкин, подчеркнув, что отсутствие позитивных представлений о будущем привело к увлеченности населения России прошлым, своеобразному культу прошлого.

По словам историка, наблюдается идеализация прошлого и попытки найти в нем свои корни, нравственные духовные опоры. При этом прошедшие события конструируются, и не всегда эти конструкции соответствуют тому, что на самом деле происходило.

Как отметил Филюшкин, сегодня в связи с доступностью интернета довлеет профанное, некачественное знание, распространяемое людьми, «которые прочитали две с половиной книжки и считают, что знают они всё, и активно выступают в блогах, „закрывают“ белые пятна». По мнению профессора, в этих условиях популяризация истории должна быть качественной и опираться на культурные и историографические достижения, и проект «Исторический максимум» этим критериям отвечает.

Организаторы Молодежного форума «Исторический максимум» подчеркнули, что целью форума является совершенствование знаний участников. Для участия в форуме с помощью анонимного онлайн-тестирования будут отобраны 90 человек от 14 до 30 лет, проживающих на Северо-Западе России. Тестирование состоится 13 октября.

Чтобы пройти тестирование, необходимо зарегистрироваться на сайте форума, выбрав подходящий уровень сложности — «новичок», «любитель» или «историк» (студенты и выпускники исторических факультетов могут выбрать только уровень «историк»). Во время форума, который пройдет с 1 по 3 декабря в Петербурге, будут проведены очные испытания и определены победители. Участие в форуме бесплатное.

В программе форума — лекции, квест, культурная программа. Также предполагается посещение Музея советских игровых автоматов. «Там они смогут не только поиграть, окунуться в атмосферу Советского Союза <…>, но и узнать что-то новое об истории Советского Союза: после посещения музея у нас будет проведен воркшоп, на котором мы будем обсуждать достаточно дискуссионные темы по истории Советского Союза», — сообщила представитель организаторов «Исторического максимума» Валентина Чикина.

Напомним, что переписывание истории Советского Союза наблюдается не только в деятельности российских историков. Так, французский историк Анни Лакруа-Риз сообщала, что последние два-три десятка лет наблюдается отказ от традиционного использования источников, а история фактов сменяется историей представлений. Произошел переход от одного видения истории СССР к противоположному, при этом педагоги-исследователи из-за опасности лишиться работы не могут выйти за навязываемые им рамки.

Комментарий редакции

Несомненно, прошлое очень важно для формирования идентичности молодого поколения и поиска путей для будущего, именно поэтому при популяризации истории необходимо бороться с искажением прошлого и распространением некачественных знаний.

Однако в искажении прошлого участвуют не только дилетанты. Некоторые недобросовестные историки используют свой профессионализм именно для искажения прошлого в пропагандистских целях. Так, при участии в качестве консультанта-историка кандидата исторических наук Кирилла Александрова, выставка в петербургском музее Достоевского воспроизводила исторические мифы.

В условиях, когда история вертится как флюгер, при изучении прошлого необходимо вдумчивое отношение к используемым материалам и проверка преподнесенных сведений с разных сторон.