Московский историк: обвинения Солженицына во лжи — это протест молодежи

Изображение: Константин Ерёмин © ИА Красная Весна
Памятник Солженицину в Москве
Памятник Солженицину в Москве

Обвинения Александра Солженицына во лжи и связях с власовцами — это протест молодежи против плохой действительности и трудностей современного мира, заявила руководитель отдела по изучению наследия А. И. Солженицына Дома русского зарубежья в Москве Галина Тюрина, 19 декабря сообщает ИА Красная Весна.

Такое заявление кандидат исторических наук Галина Тюрина сделала в ходе дискуссии после своей лекции «100-летие Александра Солженицына в России и мире», прочитанной 18 декабря в Архангельске.

Организатором лекции Галине Тюриной был задан вопрос, почему современные, в основном молодые люди, живо и быстро подхватывают советскую пропагандистскую лексику, заявляя, что Солженицын сотрудничал с власовцами, гестапо, был лжецом. На этот вопрос историк Галина Тюрина ответила, что молодые люди все время все подхватывают, но такая лексика исходит больше от пожилых людей, которые впитали все это еще в Советское время. При этом она подчеркнула, что такая лексика вновь стала актуальной в связи с юбилеем Солженицына потому, что Солженицын «точно вбил свой кол осиный в самое основание вот этой совершенно бесовской коммунистической истории. С этим невозможно спорить. Это может быть: или — или. Никакого компромисса быть не может», — заявила Галина Тюрина.

Также лектор отметила, что ненависть к Солженицыну в современной России у молодых людей — «это такая протестная любовь к тому, что было раньше. Они видят эти трудности, что происходят вокруг. Это пугает их. Это, правда, пугает. И поэтому люди начинают вспоминать, как было хорошо раньше: была стабильность, двери не закрывались на замок, конфеты были сладкими и так далее. Что на самом деле не совсем соответствует действительности, но какая-то часть вот этих вот нападок на Солженицына, она точно с этим связанна, что людям страшно сегодня».

Московский историк подчеркнула, что Солженицын не может быть причастен к развалу Советского Союза, что это «совершенно на самом деле немножко бредовая фраза, что Солженицын развалил Советский Союз. Что она постулирует? Что это было такое государство, которое можно было развалить одним словом писателя? Какое же оно тогда великое? Или наоборот, что слово Солженицына было такое мощнейшее оружие. Конечно же, он не имеет к этому никакого отношения».

Напомним, что в своих трудах писатель-диссидент Александр Солженицын оправдывает власовцев и предателей СССР. А в книге «Архипелаг ГУЛАГ», претендующей на историческое исследование, ссылается на гипотетические данные власовца и пособника нацистской Германии профессора, доктора экономических наук Ивана Курганова (Кошкина), перешедшего в 1942 году на сторону нацистской Германии, о том, что будто бы в СССР от геноцида погибло 66 млн человек.

В 1989 году комиссия по определению потерь населения Отделения истории АН СССР во главе с членом-корреспондентом АН СССР Ю. А. Поляковым изучила статистическую отчетность ОГПУ-НКВД-МВД-МГБ, хранившуюся в государственных архивах. В 1991 году участник этой комиссии доктор исторических наук В. Н. Земсков опубликовал данные, из которых следует, что за период с 1921 г. до начала 1954 г. за «контрреволюционные преступления» к высшей мере наказания было приговорено 815 579 человек (материалы КГБ СССР).

Комментарий редакции

Отметим, что один из создателей перестройки, заведующий отделом пропаганды ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС, академик РАН Александр Яковлев в предисловии к книге французских авторов «Чёрная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии», заявлял, что представители определенной группы в высших эшелонах Советской власти специально использовали диссидентов, в том числе, их культурные продукты с тем, чтобы взломать коммунистический режим СССР изнутри.

«После XX съезда в сверхузком кругу своих ближайших друзей и единомышленников мы часто обсуждали проблемы демократизации страны и общества.
<…>
Группа истинных, а не мнимых реформаторов разработали (разумеется, устно) следующий план: авторитетом Ленина ударить по Сталину, по сталинизму. А затем, в случае успеха, Плехановым и социал-демократией бить по Ленину, либерализмом и «нравственным социализмом“ — по революционаризму вообще.
Начался новый виток разоблачения «культа личности Сталина». Но не эмоциональным выкриком, как это сделал Хрущев, а с четким подтекстом: преступник не только Сталин, но и сама система преступна
.
<…>
Советский тоталитарный режим можно было разрушить только через гласность и тоталитарную дисциплину партии, прикрываясь при этом интересами совершенствования социализма. Уже в начале перестройки были изданы десятки ранее запрещенных книг: «Ночевала тучка золотая» Приставкина, «Белые одежды» Дудинцева, «Дети Арбата» Рыбакова и многие другие, выпущены на экран около 30 фильмов, тоже ранее запрещенных, в том числе «Покаяние» Т. Абуладзе. Появилась свободная печать», — писал Александр Яковлев.

Таким образом, через литературные произведения Солженицына и других диссидентов очерняется история СССР, происходит приравнивание истории СССР к чему-то «бесовскому», как сказала Галина Тюрина. Прошлое нашей страны описывается как страшный период тотального геноцида, репрессий, за что русские граждане должны покаяться, как немцы за зверства нацисткой Германии. Такое покаяние несет, прежде всего, моральные, исторические издержки, так как происходит слом исторической идентичности, слом понятия чести, долга, Родины. Покаявшись за свое советское прошлое, признав его проклятым, не благим, невозможно будет с должным почтением относится к нашим предкам, создавшим это прошлое. Невозможно будет праздновать победы и свершения Советского Союза.