1. Социальная война
  2. Российская медицина
Санкт-Петербург, / ИА Красная Весна

Процесс дегуманизации медицины достиг своего максимума — мнение эксперта

Александр Егорович Бейдеман. Аллегория
Александр Егорович Бейдеман. Аллегория

В современной медицине врач редуцирован до уровня вещи-товара, а пациент как субъект практически полностью исключен из лечебного процесса, заявила кандидат медицинских наук, врач-психиатр Давтян Елена Николаевна 29 ноября в своем выступлении на междисциплинарном консилиуме в Петербурге, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

В докладе «Трансформация целей и ценностей современной медицины: взгляд психиатра» Елена Николаевна подняла вопросы дегуманизации и деэтизации современной медицины.

По мнению кандидата медицинских наук, со времен появления гиппократовской школы медицина оформилась в качестве особого культурного феномена, представляющего собой «единство ценностей и технологий». Школа Гиппократа, наследниками которой является, в том числе, российская медицина, определила основной вектор развития медицины в западной культуре на 2,5 тысячи лет. Уникальное отличие школы Гиппократа от других медицинских школ, по мнению эксперта, заключалось в существовании этического врачебного кодекса: «Ценности всегда были самой устойчивой и консервативной частью медицины и оставались практически неизменными до конца XX века. Этический кодекс врача на протяжении столетий являлся основным нравственным регулятором его деятельности».

Однако текущее состояние отечественной медицины вызывает большие вопросы в плане соответствия заданным еще в древности стандартам.

Читайте также: В Новоалтайске ликвидируют единственное родильное отделение

«Введение менеджерской модели управления здравоохранением в конце XX века впервые всерьез поставило под угрозу существование института медицины, созданного по гиппократовской модели. Между пациентом и врачом вклинилась громадная технико-бюрократическая структура», — отмечает в своем докладе врач-эксперт.

По ее мнению, сфера здравоохранения стала превращаться в сферу услуг, цель которой — обеспечить услуги, удовлетворяющие потребителя. Превращение медицины в сферу услуг «изменило цели и ценности института медицины».

«Если раньше целью работы врача являлась помощь конкретному больному, то в настоящее время цель формулируется как „качественное оказание медицинской услуги“, что далеко не всегда одно и то же. Ценности современной медицины — это качество жизни потребителя, экономическая целесообразность медицинской деятельности и соблюдение закона, а вовсе не приоритет личности врача и благо отдельного больного», — добавила Елена Николаевна.

Читайте также: Минздрав предлагает повысить число учащихся в медицинских колледжах

От современного врача система требует только «исключительно качественного оформления медицинской документации и отсутствия обоснованных претензий от пациентов». А сам процесс лечения, который, по мнению эксперта, должен являть собой «процесс тонкого, всегда нестандартного взаимодействия между врачом и больным» в менеджерскую модель управления здравоохранением не входит. В результате современный врач находится в постоянной ситуации конфликта между врачебным долгом и требованиями системы, и часто вынужден в процессе работы принимать формальные решения, «действовать в интересах системы, а не больного».

В результате реализации такой модели, считает Давтян, в настоящее время процесс дегуманизации медицины достиг своего максимума. Врач «редуцирован до уровня вещи-товара» и лишился возможности принимать самостоятельные решения. Пациент же (как субъект) «практически полностью исключен из лечебного процесса и приравнен к сумме данных диагностических обследований».

Кроме того, Елена Николаевна отмечает нарастание процесса деэтизации медицины: альтруистические мотивы врачебной профессии все больше вытесняются эгоистическими.

Читайте также: Делегация Совфеда удовлетворена закрытием белгородских больниц?

«Какими преимуществами, кроме финансово-административных, обладает менеджерская модель управления здравоохранением? Возможна ли дегуманизированная и деэтизированная медицина? Чем она отличается от ветеринарии? Имеют ли внешние регуляторы деятельности врача (алгоритмы, стандарты, требования и пр.) преимущества перед внутренними (этический кодекс)? Что важнее в долгосрочной перспективе: делать правильные вещи или делать вещи правильно?» — задается вопросами эксперт.

Напомним, Давтян Елена Николаевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, врач-психиатр дневного стационара СПб ГБУЗ «Психоневрологический диспансер № 5» города Санкт-Петербурга.

Напомним также, что 28–29 ноября 2019 года в Санкт-Петербурге прошла межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Status praesens психиатрии. Междисциплинарный консилиум». В консилиуме приняли участие доктора и кандидаты медицинских, психологических, филологических, исторических наук, врачи-психиатры, клинические психологи, социологи, антропологи Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Иерусалима (Израиль). На конференции обсуждались различные проблемы развития отечественной психиатрии, междисциплинарные подходы в психиатрической практике, компетенции психиатрии, а также проблемы ее интегративного статуса.