logo
Новость
  1. Политическая война
  2. Внутренняя политика Молдавии
/ Кишинёв

КС Молдавии передал полномочия президента Додона бывшему премьер-министру

Павел ФилипПавел Филип
gov.md

Для роспуска парламента и назначения новых выборов временно передать полномочия президента Молдавии временно исполняющему обязанности премьер-министра страны Павлу Филипу постановил Конституционный суд Молдавии, 9 июня данное постановление опубликовано на сайте суда.

В документе отмечается, что причиной временной передачи полномочий президента Молдавии Филипу является отказ президента Молдавии Игоря Додона распустить парламент, который не смог избрать в отведенный срок правительство. Полномочия Филипу переданы для того, чтобы он распустил парламент и назначил сроки новых выборов.

Додон в ответе через Facebook назвал отчаянным шагом действия тех, кто «воспользовался подконтрольным Конституционным Судом в целях дальнейшей узурпации власти». Единственным выходом президент Молдавии видит «внешнюю и внутреннюю мобилизацию, давление и жесткий отпор узурпаторам».

Напомним, ранее отмечалось, что президент Молдавии Игорь Додон может распустить парламент страны в случае, если депутаты не сформируют правительство до 8 июня. Додон не стал распускать парламент 8 июня, заявив, что не обязан это делать немедленно. Депутаты сформировали парламентское большинство и утвердили состав правительства 8 июня.

Конституционный суд Молдавии по обращению депутатов Демократической партии Молдавии, которые ранее контролировали парламент и прежнее правительство, признал незаконным избрание 8 июня спикера парламента Зинаиды Гречаный и нового премьер-министра Майю Санду. В этот же день парламент Молдавии принял декларацию «О захваченном государстве» с требованием отставки Конституционного суда. Также депутаты отправили в отставку главу Национального центра по борьбе с коррупцией Богдана Зумбряну, который считается сторонником Демократической партии.

Комментарий редакции

В Конституции Молдавии говорится о праве президента распустить парламент в случае неизбрания правительства, а не об обязанности. Кроме того, роспуску парламента должны предшествовать консультации с парламентскими фракциями. В ситуации, когда наконец-то после трех месяцев в Молдавии появилось правительство, выбранное большинством легитимного парламента, решение Конституционного суда выглядит абсурдно не только с точки зрения текста Конституции, но и с точки зрения логики.

Ведь мера по роспуску парламента и проведения новых выборов случае невозможности найти консенсус между депутатами преследует цель преодолеть нестабильность, а в настоящее время консенсус большинства достигнут. В этих условиях решение Конституционного суда свидетельствует о его ангажированности и попытке создать повод для государственного переворота.