Рыбопромышленники: законопроект о квотах предъявили, но не дали обсуждать

Изображение: © ИА Красная Весна
Несветов Сергей Владимирович, исполнительный директор НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум». Санкт-Петербург. 18.02.2019
Несветов Сергей Владимирович, исполнительный директор НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум». Санкт-Петербург. 18.02.2019

Имитацией обсуждения назвал процесс обсуждения законопроекта об изменениях правил распределения квот вылова водных биоресурсов исполнительный директор НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум» Сергей Несветов 18 февраля, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Сергей Несветов выступил на пресс-конференции, которая была посвящена механизму оценки регулирующего воздействия (ОРВ) на примере изменений в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Изменения закрепляют новые правила распределения квот вылова. «Это все напоминает имитацию обсуждения», — сказал Несветов. Он указал, что для изучения законопроекта заинтересованным лицам дали всего один день.

Изменения в закон, о которых шла речь на пресс-конференции, подготавливались скрытно от общества, и была попытка внесения соответствующего законопроекта в Госдуму без обсуждения. После возмущения общественности законопроект появился на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для проведения ОРВ. Это произошло 4 февраля вечером, а 6 февраля в Росрыболовстве для обсуждения были собраны представители рыбопромышленной отрасли и общественных организаций.

Отметив, что у представителей Дальнего Востока не было даже физически возможности долететь к назначенному сроку для обсуждения, Несветов подчеркнул, что законопроект вызывает массу вопросов. В регионы для обсуждения законопроект поступил спустя еще несколько дней.

Так, в Мурманскую область он поступил 14 февраля. 22 февраля завершается срок, отведенный общественности для проведения процедуры ОРВ. Таким образом, на изучение и обсуждение законопроекта в регионе осталось несколько дней. При этом, по мнению эксперта, нет никаких причин для такой спешки, и для ОРВ столь серьезного закона нужно отводить в несколько раз больше времени.

По словам Несветова, закон вводит новые права и обязанности для субъектов, влияет на социально-экономическое положение регионов, влечет за собой выпадающие доходы в регионах. В Мурманской области, как отметил эксперт, эти выпадающие доходы составят 0,5-0,6 млрд руб., на Сахалине — столько же. Примерно такие же последствия, по мнению Несветова, наступят и для других регионов.

Представитель консорциума обратил внимание присутствующих, что в пояснительной записке к законопроекту нет экономических прогнозов, нет обоснований необходимости вводить этот закон. «Из пояснительной записки непонятно, зачем нужен этот закон. Вот для чего его вводить — там ничего не написано, ни одного слова. Там написано, что вводится это для совершенствования механизма, но не все изменения можно назвать совершенствованием», — сказал Несветов.

Как отметил эксперт, в законе не написано, как будут регулироваться новые квоты, которые предполагается ввести для вылова краба: «В законе пока что написано, что сначала будут выдавать квоты, а потом будут строить какие-то инвестпроекты <…> Но последовательность должна быть другой. Потому что можно выловить квоты, а потом сказать — ну, не сложились инвестиции, извините. Пока всё выглядит именно так».

Несветов перечислил последствия, которые, по его мнению, наступят в случае принятия законопроекта. Это — концентрация ресурсов в руках олигархических групп, снижение конкуренции (потому что мелкие компании просто не смогут конкурировать), появление квотных рантье (полученные квоты будут перепродавать).

В случае принятия обсуждаемых изменений, 50% квот вылова краба станут инвестиционными и будут распределяться с помощью аукционов. Отвечая на вопрос журналистов, что же будет с уже распределенными квотами вылова, договоры на которые были подписаны в декабре 2018 года на 15 лет, Несветов объяснил механизм перераспределения квот. В подписанных договорах не расписан объем вылова на 15 лет вперед, а указана лишь доля вылова от общего допустимого улова водного биоресурса. В случае введения аукционов общий допустимый улов на уже распределенные квоты уменьшат.

Исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Игорь Муравьев при завершении пресс-конференции призвал всех заинтересованных лиц, несмотря на небольшое количество времени, принять участие в процедуре ОРВ и подготовить расчеты возможных последствий принятия законопроекта, замечания и предложения.

Напомним, в октябре 2018 года стало известно, что законопроект по введению аукционного принципа распределения квот вылова водных биоресурсов готовится скрытно. В 2019 году от проведения аукционов на право добычи краба правительство рассчитывает получить в бюджет 41 млрд руб.

Отметим, представители торгово-промышенных палат предупреждали, что закрытость подготовки изменений не позволяет оценить их последствия для бизнеса. Рыбопромышленники Северо-Запада заявили, что замена исторического принципа распределения квот на аукционный пагубно скажется на развитии рыбохозяйственного комплекса. В частности, Сергей Несветов отмечал, что в России уже действовал принцип распределения большей части квот по аукционам, и от этого принципа отказались по объективным обстоятельствам.