В правительстве РФ заявили, что на сельских учителей денег нет
Невозможно полностью укомплектовать учителями сельские школы, заявил, объясняя преимущества цифровой образовательной среды (ЦОС), министр цифрового развития России Максут Шадаев 27 мая на расширенном заседании Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы.
В ходе дискуссии с членом экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права Совета Федерации Анной Швабауэр Шадаев заявил о необходимости внедрения ЦОС в школы.
«Никто не говорит о том, что дистанционка войдет, как замена учителя, и что роль учителя изменится. Роль учителя не поменяется. Но мы при этом понимаем, что у нас большое количество школ, которые не имеют комплекта учителей. У нас куча ситуаций, когда учителя загружены проверкой домашних заданий, которые все сдают, вместо того, чтобы готовиться к проведению урока. Мы понимаем, что электронный контент, когда он в классе используется, он позволяет лучше усвоить материал», — объяснил он преимущества ЦОС.
В ответ на замечание эксперта о том, что необходимо вкладывать средства в педагогов, а не в электронный контент, министр указал на затратность финансирования сельских школ: «Огромное количество сельских школ не обеспечено учителями, здесь никакими миллиардами не поможешь … Таких денег нет, чтобы учителей привести в сельские школы, дать им жилье. Обеспечить полный комплект квалифицированных учителей в сельских школах».
Перед этим Швабауэр указала Шадаеву на опасность внедрения ЦОС, которая ведет к разрушению системы образования, угрожает здоровью школьников и несет риски утечки их персональных данных.
Ранее, 19 мая, министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что «в целом» в России нет проблемы нехватки учительских кадров.
2 февраля президент РФ Владимир Путин заявил, что правительство России в ближайшие три года выделит на поддержку классных руководителей около 225 млрд рублей.
Напомним, проект создания ЦОС рассчитан до 2024 года. На него выделено 73,4 млрд рублей. В регионы уже передано 62,9 млрд рублей.
Доля расходов на образование в бюджете РФ составляет 5% или 0,9% ВВП. В 2021 году на образование будет потрачено 1,08 трлн рублей, а в 2022 — 1,05 трлн. По сравнению с 2020 годом расходы на образование в 2021 году вырастут на 0,07 трлн рублей.
Возникает вопрос: что произошло такого, что до сих пор денег на сельских учителей хватало, а теперь нет? Остается предположить, что дело в ЦОС, которая усиленно внедряется в последнее время.
Конечно, расходы на содержание учителей как минимум на порядок выше, чем на ЦОС. Более того, эти средства, в отличие от финансовых потоков на цифровую технику, не удастся «освоить» — не секрет, что распределение бюджета является одним из основных занятий чиновничества. В этом смысле заявление главы Минцифры вполне соответствует логике рациональной «оптимизации» бюджетных расходов.
Между тем не всё измеряется деньгами, тем более, что расходы на образование не самая затратная статья бюджета. Будущее страны, казалось бы, должно волновать правительство и оно должно более всего заботиться о воспитании и обучении всех своих граждан, включая живущих в глубинке. Вопрос в том, какое это будущее.
На всех правительственных уровнях постоянно говорится о том, что никакие цифровые технологии не заменят учителя. Но при этом они усиленно насаждаются в школах, что вызывает подозрение в том, что все правильные слова являются лишь «дымовой завесой». По всей видимости, будущее власть имущим представляется легко контролируемым при помощи тех самых цифровых технологий, которые усиленно насаждаются. Контролировать же проще всего примитивного человека, выращивать которого и будут в ЦОС.