Чешский историк оправдал легионеров, воевавших на стороне фашистов
Во время Второй мировой войны чешские легионеры в СССР воевали со злом, заявил историк и писатель Далибор Ваха, 12 ноября сообщает чешское издание Aktuálně.cz.
Далибор Ваха отметил, что спустя 20 лет, во время Второй мировой войны, многие легионеры собрались и снова сделали то, чем когда-то занимались в России: они отправились воевать со злом.
В своей книге «По пути» Далибор Ваха описал столкновение чехословацких легионеров с большевиками в городе Златоусте Челябинской области: «Чехословацкие легионеры выпрыгивают из поезда, что-то кричат и тут же взбегают на крутые склоны высокого холма. Красноармейцы на мгновение останавливают стрельбу. Они удивлены изменением ситуации. И вот легионеры уже врываются в их ряды, вооруженные тем, что удалось схватить: ножами, дубинками, камнями — или спасти: несколькими ружьями и револьверами, карабином, ручными гранатами… Но они как будто не понимают, для чего они, и используют их как палицу. Убийцы дрогнули и превратились в жертв в тот момент, когда позволили добровольцам взобраться на холм. Их судьба была предрешена».
Сотрудник чешского издания Aktuálně.cz Ян Газдик считает, что вопреки договоренностям о том, что невооруженному штабному поезду с чехословацкими легионерами будет предоставлен проезд, большевики направили эшелон в ущелье, где до зубов вооруженные красноармейцы принялись расстреливать безоружных легионеров из пулеметов.
В ходе боя погибло 29 легионеров. На месте сражения установлен памятник с надписью: «На этом месте красноармейцы из Златоуста вступили в бой с белочешским эшелоном 27 мая 1918 года».
Житель Златоуста историк и краевед Федор Яблонский пояснил, что в ходе боя 27 мая погибло около 30 красноармейцев, все они похоронены в месте установки памятника. Достоверное количество погибших и раненых белочехов не известно. «Какие похороны могли быть? Их просто не могло быть. Мы не знаем сколько у них было убитых и раненых. Представители Чехии часто ссылаются на воспоминания. Но простите меня, я же занимаюсь историей, воспоминания могут быть только приложением к документу или началом поиска», — заявил Яблонский.
Напомним, в России не утихают протесты против установки памятников чехословацким легионерам. Потомки героя Гражданской войны Василия Чапаева обратились к губернатору Самарской области с требованием остановить возведение памятников интервентам, руководители которых сотрудничали с фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Так, в 1947 году суд Чехословакии приговорил генерала Яна Сыровы к 20 годам тюрьмы за сотрудничество с нацистами. Офицер чехословацкого корпуса Эммануэль Моравец стал в 1943 году организатором Чешской лиги против большевизма (ČLPB) и молодежной фашистской организации. Сыновья Моравца Игорь и Йиржи служили в вермахте. Игорь в частях СС (казнен в 1947 г.), Йиржи работал фронтовым художником в немецкой армии. 5 мая 1945 года Моравец покончил с собой.
По мнению заведующего отделом истории Златоустовского краеведческого музея Юрия Окунцова, события белочешского мятежа развивались менее поэтично.
По приказу Троцкого «27 мая 1918 года местные отряды Красной Гвардии попытались разоружить на станции Златоуст штабной эшелон 1-го чешского полка. Красные понесли большие потери, а чехи покинули Златоуст».
«Для ликвидации чешского мятежа, в Златоуст спешно были стянуты отряды Красной Гвардии с ближайших городов, а также части регулярной Красной Армии. Прибывший в Златоуст председатель Высшей Военной Инспекции Н. Подвойский, взяв на себя командование этими силами, предпринял попытку очистить от чехов Миасс», куда отошли белочехи. Однако операция не увенчалась успехом.
Командование приступило к формированию подразделений из разрозненных отрядов армейских подразделений, составлявших Златоуст-Челябинский фронт. «Для укрепления фронта, туда был направлен 1-й Эстонский коммунистический батальон из Петрограда. В течении нескольких недель активные боевые действия в районе Миасса не велись, хотя красные имели преимущество в живой силе и вооружении. Командование, так называемых, белочехов предпринимало наступления на других направлениях. Тем временем шло формирование добровольческих белых казачьих полков в районах прилегающих к Миассу», — сообщает историк Окунцов.
В июне 1918 г. начались восстания в «сельской части Златоустовского уезда, а также Кусинский, Саткинский, Петропавловский и Никольский заводы были охвачены восстанием». Наиболее боеспособные части направили на подавление восстаний в тылу. «Военный комиссар Златоуст-Челябинского фронта И. Малышев с помощью роты эстонцев и артиллерии выбил повстанцев из Кусы, но, возвращаясь в Златоуст, он попал в засаду, устроенную эсеровскими партизанами на станции Тундуш, и погиб», — отметил Окунцов.
«Тем временем, командующий челябинской группой чехословацких войск полковник С. Войцеховский, решив задачи на других направлениях, начал наступление на Златоуст. Красные войска, ослабленные отправкой на подавление восстаний лучших своих подразделений, под давлением чешских и белых добровольческих подразделений 25 июня спешно оставили город Златоуст», — сообщил сотрудник Златоустовского краеведческого музея.
Сдача Златоуста привела к уничтожению больших запасов оружия, боеприпасов и продовольствия.