Главное в создании СССР — что нашлись такие большевики
Самое главное в образовании СССР состоит в том, что появился новый политический субъект — партия большевиков — в тот момент, когда страна была разрушена. Этот субъект не испугался, взял на себя ответственность и руководящую роль за восстановление страны и строительство нового государства, заявила доктор экономических наук, профессор Финансового университета города Москвы Марина Альпидовская. Она ответила на вопросы ИА Красная Весна по случаю 100-летия со дня образования Советского Союза, которое отмечается 30 декабря.
ИА Красная Весна: Скажите, как Вы считаете, какую роль в мире сыграло образование СССР?
Марина Альпидовская: Роль создания советского государства очень велика — это государство повлияло на весь мир. Оно показало альтернативу для всего человечества и для каждого человека в отдельности.
Самое главное — когда страна была разрушена, появился политический субъект, который не испугался и взял на себя ответственность по восстановлению разрушенного. Появилась партия, возглавившая этот процесс строительства нового строя и страны. России как таковой уже не существовало, а большевики начали ее восстанавливать на новых гуманистических принципах.
Если рассматривать мою сферу деятельности — образование, то стоит обратить внимание, с какого проекта начал свою деятельность СССР. Он разрабатывался во время гражданской войны и начался с создания плана ГОЭЛРО. Более 200 инженеров подключили к работе. Кржижановский обещал инженерам не большие зарплаты — он ничего не мог обещать: была разруха, голод, холод. Он пообещал всем участие в реализации великих проектов, и никто не отказался, не уехал. Они видели будущее, видели возможность реализации своего творческого труда.
Восьмой съезд Советов утвердил план ГОЭЛРО. Ленин правильно говорил, что «советская власть — это план ГОЭЛРО плюс электрификация всей страны». Опережение развития началось с электроэнергетики. Сейчас все в мире делают наоборот с этой зеленой энергетикой — переход от углеводородной энергетики: закрывают атомные станции. Идет деиндустриализация Европы.
ИА Красная Весна: С чего надо было начинать строительство государства?
Альпидовская: Стояла задача развития индустрии России. Строительство электростанций тянуло за собой развитие множества других экономических отраслей. В тот момент в мире была инфляция, депрессия. А в нашей стране вид собственности стал другим, и пошла индустриализация. В СССР не было безработицы, так как развитие экономики шло на других принципах.
Тогда использовали знания американских инженеров: в 1927 году фордовские инженеры помогали нашим, но параллельно в стране создавали институты и через пять лет выпускали уже своих инженеров. За десять лет смогли подготовиться к 1941 году. Победа 1945 года показала эффективность советской экономики.
Уже в 1947 году отменяют карточки, хотя во всем мире они были. Снижались розничные цены, люди знали, что в будущем будут лучше жить. Сегодня такой уверенности в будущем нет. Были применены такие технологии, что повышалась производительность труда и шло снижение цен. В Великобритании еще несколько лет выдавали треску по карточкам.
ИА Красная Весна: Какие последствия распада СССР Вы считаете самыми тяжелыми?
Альпидовская: Была произведена очень «эффективно» деиндустриализация всей страны. Все города-миллионники растеряли свое население: если убрали индустрию, то и другие сферы уничтожены. Фундаментальную прикладную науку уничтожили, убрали все планирование: вездесущая «рука рынка» отруководит. Образования и науки нет — деградация населения идет полным ходом.
ИА Красная Весна: Какой же выход?
Альпидовская: Почему нам не восстанавливать промышленные предприятия? Это разовьет образование, науку, фундаментальную науку и другие экономические сферы.
Сейчас реализуется мальтузианская концепция: говорят о сокращении населения до 500 млн человек. У Мальтуса три всадника — эпидемии, голод, военные конфликты — инструменты, регулирующие количество людей на земле. Неомальтузианцы проснулись.
В СССР впервые люди приобрели восьмичасовой рабочий день — это настоящая свобода! Раскрепощение и освобождение советского человека! Где советский балет, советский спорт, где советский цирк, где советский космос и мирный атом?
ИА Красная Весна: Есть ли преемственность между СССР и современной Россией?
Альпидовская: Принципы построения общества разные. Смысловой преемственности между СССР и Россией нет и, самое страшное, — нет времени на изменения. Невозможно поменять концепцию, изменяя только состав управляющей компании. Должен быть социальный заказ на изменение.
ИА Красная Весна: Кто должен делать этот заказ на изменения, ведь в таком состоянии страна может проиграть противостояние с Западом.
Альпидовская: Низы не хотят менять: они живут в комфорте — у всех свой уровень комфорта. Верхи и низы не хотят ничего менять — где субъект? Население должно пережить такие стрессы, такие состояния, чтобы понять жизненную необходимость в восстановлении промышленности страны, и, соответственно, в изменении всех отраслей экономики, образования, науки, культуры.
ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете современное состояние общества в России? Готово ли оно победить?
Альпидовская: Вспомним первую мировую войну — горе, беда, голод, холод, предприятия не успевают поставлять вооружение на фронт, а отдельные люди жируют в ресторанах. «Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!» — писал Северянин.
Сегодня такая же ситуация: кто-то на фронте за Россию бьется, а мещане в магазинах гуляют — для населения они стали современными храмами. Все ждут изменений, но изменения в лучшую сторону не придут до тех пор, пока не появится субъект, который будет это осуществлять.
Только от населения зависит, должен быть запрос на изменения: они должны превратиться в народ. Ленины, Кржижановские, Дзержинские — большевики теперь нужны. Но где они? Они перенесли ссылки, тюрьмы, физически и теоретически были подготовлены к тому, чтобы взять ответственность за строительство нового государства, подобия которому никогда и нигде не было.