К лету 2019 года в Москву поставят еще 196 автобусов, работающих на газе
Увеличить парк общественного транспорта, работающего на природном газе, до 300 автобусов запланировало ГУП «Мосгортранс». Об этом заявил представитель предприятия Александр Апарин на круглом столе в Петербурге, сообщает 6 февраля корреспондент ИА Красная Весна.
Круглый стол в Петербурге проходил 5 февраля в рамках расширенного научно-технического совета по вопросам развития городского пассажирского транспорта и был посвящен вопросам альтернативного топлива. Александр Апарин рассказал о московском опыте и оценке эксплуатации автобусов, использующих в качестве топлива компримированный природный газ, а также о планах ГУП «Мосгортранс» по развитию в этом направлении.
Представитель ГУП «Мосгортранс» отметил, что задача по повышению экологических характеристик общественного транспорта была поставлена правительством Москвы еще в 2003 году. Тогда был предложено в качестве пилотного проекта перевести автобусный парк № 11 на использование компримированного газа.
Опыт использования газовых автобусов выявил существенную экономию на топливе — более чем в два раза при расчете на 1 км пробега. Александр Апарин продемонстрировал динамику изменения цены на дизельное и газомоторное топливо, а также расходы предприятия на топливо.
При этом эксперт указал на дополнительные расходы, с которыми сталкивается предприятие при переходе на газомоторное топливо. Дополнительные траты вызваны необходимостью периодического освидетельствования газовых баллонов (на который в 2018 году у ГУП «Мосгортранс» ушло свыше 60 тыс. руб. в пересчете на 1 автобус), а также затратами на приспособление производственно-технической базы.
На переход на газомоторное топливо автобусного парка № 11 было затрачено 150 млн руб. из 500 млн руб., направленных на реконструкцию парка. Территория предприятия была оборудована постами контроля утечки газа из газобаллонного оборудования, проверки герметичности газовых баллонов, их демонтажа и другими необходимыми постами. Были обеспечены нормативные требования по объему воздуха в помещениях ремонтной зоны.
Сейчас в Москве эксплуатируются 119 газовых автобусов. К маю-июню 2019 года ожидается выход на московские автобусные маршруты еще 196 автобусов, работающих на газе: в декабре 2018 года заключены договоры на поставку 128 автобусов большого класса вместимостью 85 человек и 68 автобусов особо большого класса вместимостью 165 пассажиров.
Расширение использования газомоторного топлива для общественного транспорта Москвы столкнулось с недостатком заправочных станций. Поэтому в 2017 году была введена в строй автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) № 11, рассчитанная на заправку компримированным газом в сутки не менее 300 городских автобусов большого класса.
«Чтобы понимать объем, надо иметь ввиду, что суточная заправка одного автобуса — это примерно 150 нормальных кубических метров компримированного газа», — сказал Апарин. Еще 4 заправки введены в 2018 году, таким образом, число АГНКС в настоящее время достигло 8.
Участникам круглого стола была также представлена инвестиционная программа по строительству в Москве Митинского автобусного парка в Северо-Западном административном округе, рассчитанная на 2018–2020 гг. Заправка автобусов газом будет осуществляться на АГНКС, строительство которой осуществляется рядом (на пересечении улиц Зенитчиков и Дубравной) и уже находится на завершающей стадии. В 2020 году запланировано строительство АГНКС на улице Салтыковская.
Рассказывая об опыте ГУП «Мосгортранс», Александр Апарин привел результаты опытной эксплуатации автобуса ЛиАЗ 5292.67, которую предприятие в настоящее время проводит по договору с ООО «ЛиАЗ». Опытная эксплуатация еще не окончена, но уже за прошедший период завод модернизировал двигатель, изменил алгоритм управления двигателем, что привело к снижению расходов КПГ и моторного масла. Модернизирована топливо-заправочная система, что снизило время заправки подвижного состава с 20 до 11 минут при среднем объеме заправки 150 н. м³.
Напомним, что на круглом столе «Расширение использования подвижного состава, работающего на альтернативных видах топлива, и инновационной техники в городском пассажирском транспорте», прошедшем в Петербурге 5 февраля, обсуждались опыт эксплуатации, преимущества и недостатки транспорта, работающего на электричестве и природном газе в Москве и Петербурге.
Отметим, что в ноябре 2018 года власти Москвы объявляли тендер на покупку газовых автобусов с ценой контракта 2,97 млрд руб. Планировалось закупить 181 автобус различной вместимости, которые должны быть выпущены не ранее 2018 года.