1. Культурная война
  2. События культурной жизни
Пермь, / ИА Красная Весна

В Перми представили редкий портрет Георгия Жукова

Изображение: Виталий Попов © ИА Красная Весна
«Конный портрет Маршала Жукова»
«Конный портрет Маршала Жукова»
«Конный портрет Маршала Жукова»

Редкий портрет маршала Жукова был представлен в рамках выставки советских агитационных плакатов 1930-40-х годов «Арт.поддержка», 26 апреля с места событий передает корреспондент ИА Красная Весна.

В рамках выставки советских агитационных плакатов, проходящей в Центральном выставочном зале Перми, полотно «Конный портрет Маршала Жукова» представлено впервые в истории города. Работа принадлежит кисти Народного художника РСФСР Василия Николаевича Яковлева. По выражению организаторов, данная картина является ключевым экспонатом выставки.

«Эта картина была написана, по разным источникам, где-то в 1945-46 году. Жуков эту картину видел, она ему очень понравилась, понравилась именно собирательным образом народа, победившего в войне. Позже, в 1957 году, пленум ЦУ КПСС осудил Жукова за "бонапартизм" и эта картина была вещественным доказательством против маршала. Ее показали на этом пленуме и заявили о том, что Жуков сам себя возвеличивает, свою индивидуальность и роль в этой войне», — рассказала директор Центрального выставочного зала Елена Неганова.

Как рассказала заведующая отделом искусства XX века в Пермской государственной художественной галерее Тамара Дмитриевна Шматенок, художник писал полотно с Жуковым не по заказу властей — это была его личная инициатива.

«Его обвиняли в том, что он сделал Жукова как Георгия Победоносца, будто не было ни Советской армии, ни партии», — пояснила Тамара Дмитриевна.

Изображение: Виталий Попов © ИА Красная Весна
Т.Д. Шматенок у картины Василия Яковлева
Т. Д. Шматенок у картины Василия Яковлева
ЯковлеваВасилиякартиныуТ. Д. Шматенок

По мнению Т. Д. Шматенок, такое отношение к Жукову жило в самом народе, именно это отношение прочувствовал художник и передал в своем полотне.

«То ощущение, восприятие людей, мифологизация образа Жукова — безусловно, она была. Народный, массовый восторг перед ним; что он — победитель. Мне кажется, художник выразил именно это. Это не политический заказ, это — его восприятие. А поскольку это сразу после войны, я думаю, в массе людей отношение к Жукову было именно таким. Я думаю, тут своеобразное обожествление, сакрализация», — поделилась своими мыслями о полотне искусствовед.

При этом Тамара Дмитриевна отметила, что негативное отношение к художнику, его порицание исходило прежде всего не от власти, а культивировалось внутри интеллигенции.

Отметим, что существует три варианта портрета Маршала Жукова в исполнении Василия Яковлева; каждый отличается друг от друга лишь в незначительных мелочах и поднимает одну тему. Сам Георгий Константинович узнал о существовании картины только в 1957 году, то есть спустя почти 12 лет после ее написания. Представленный на пермской выставке вариант картины находится в фонде РОСИЗО.

Напомним, пресс-показ выставки советских агитационных плакатов 1930-40 годов «Арт.поддержка» состоялся в Центральном выставочном зале Перми 26 апреля. Выставка будет проходить с 28 апреля по 10 июня. Открытие выставки было решено проводить в канун Дня Победы. По заявлению организаторов, выставка «призвана показать как изобразительное искусство, обладая мощной силой воздействия, помогало укрепить веру в Победу, приблизить ее и закрепить в сознании народа образы и имена победителей».