Уличный театр — дело безумцев… И крупных спонсоров
Феномен уличных театров и неожиданные параллели в развитии уличных театров двух стран обсудили участники встречи-дискуссии «Уличные театры России и Франции: общее и разное» 28 июля, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Встречу открыл театральный критик, арт-директор фестиваля «Вдохновение» Роман Должанский, который представил творческую группу участника фестиваля — французского уличного театра Générik Vapeur: Пьера Бертело, Кати Аврам и Натали Тувен.
Роман Должанский пунктирно напомнил историю развития уличных театров в России и отметил, что в целом подобные театры в стране существуют, а фестивали проводятся, но, тем не менее, в сравнении с Францией, этот вид искусства развит мало.
«Всё у нас в стране зависит от инициативы конкретных людей, как мы знаем, всё не институциализировано, где даже есть специальная, насколько я знаю, государственная поддержка, программа именно развития уличного театра. У нас всё это остается, к сожалению, уделом каких-то отдельных одиночек-безумцев, подвижников, которые заражаются какой-то идеей», — посетовал арт-директор фестиваля.
В ответ гости из Франции рассказали, что движение уличного театра в этой стране началось в 1970 году, но сейчас «тоже претерпевает сложности, связанные с внедрением в общественное городское пространство».
Как сказал руководитель компании Générik Vapeur Пьер Бертело, толчок развитию этого направления дала революция мая 1968 года: «Мы после этого все хотели голышом бегать по улицам. Если можно на этом еще и зарабатывать, то совсем неплохо».
Рассказывая о зарождении своей театральной компании Бертело отметил, что они начинали проект вдвоем с Кати Аврам, имея опыт работы в театре, но не имея никаких средств.
«Когда вот мы объединились и уже самостоятельно стали творить, ну, начали с чего… Вышли на улицу, положили шляпу. Так всё начиналось. А потом уже стали думать, как собрать средства и что нам нужно сделать, чтобы сделать настоящий сценический спектакль», — обратился к далекому прошлому Бертело.
Обращаясь же к спектаклю, который французские артисты привезли в Москву, Бертело сообщил, что в его создании в 2013 году им помогали крупные спонсоры на родине и за рубежом: «Zepa — Европейская зона артистических и художественных проектов — здесь объединились четыре французских города и четыре английских города. Марсель также был культурной столицей Европы и это нам тоже очень помогло».
При этом спонсорская помощь из Англии перестала поступать после Brexit’а: «Англия после этого проголосовала за выход из ЕС и прекратились все совместные проекты. Я считаю, что сейчас в Англии британским артистам приходится совсем нелегко».
Бертоло также отметил, что и во Франции развитие новых направлений в искусстве — дело увлеченных одиночек, а не государства: «Очень правильно сказал Роман, и спасибо ему за это, по поводу того, что очень часто это дело несет какой-то один человек, какие-то уникальные совершенно люди, персонажи, которые решают что-то делать, делают это и благодаря этому есть возможность где-то что-то показать. Мы таким образом смогли показывать свои спектакли, скажем так, в полях, лесах, в горах и болотах».
По мнению французского артиста и режиссера, именно так и идет развитие искусства: «И всегда это было, что культура была делом людей, каких-то инициаторов, подвижников, которые позволяли всё это толкать вперед».
Соосновательница компании Générik Vapeur Кати Аврам рассказала о том, что в основе их творчества лежит«тот месседж, что город принадлежит людям и нужно смешиваться между собой в рамках публичного пространства, потому что это, как раз, то место, которое должно принадлежать всем».
Аврам добавила, что человекообразный робот-тотем Omni из привезенного артистами в Москву спектакля Waterlitz, выражает надежду артистов на сохранение гуманизма в современном мире, на то, что «центром останется человек, несмотря на то, что развивается вокруг». Артистка пояснила, что роботу специально приданы человеческие черты, поскольку «этот человек еще является и маяком, чтобы найти свой путь в бурю и непогоду», имея в виду как природные катаклизмы, так и проблемы социальной среды, в которой живут люди.
Обращаясь же к поднятой Романом Должанским теме государственного финансирования и содействия, Кати Аврам отметила, что городок уличного искусства сначала был создан Пьером Бертоло и его сподвижником и только позже получил поддержку от французского государства. На это Должанский пошутил о необходимости обратиться к руководству ВДНХ для создания подобного городка в Москве.
В заключение гости поблагодарили организаторов фестиваля и ответили на вопросы зрителей.
Напомним, четвертый международный фестиваль искусств «Вдохновение» проходит в Москве с 20 июля по 5 августа 2018 года. Главной темой фестиваля в этом году стал театр. Московская администрация ранее объявляла о том, что кинопоказы и театральные постановки фестиваля будут первыми, что покажут в отреставрированном Доме культуры на ВДНХ.
Мы уже не первый раз сталкиваемся с позицией российских деятелей искусства «дайте нам денег и никак нас не контролируйте». Особенно ярко она была высказана театральным режиссером Константином Райкиным, который обвинил государство в применении цензуры, а затем назвал его некрофильским. Характерны также акции поддержки со стороны культурного бомонда обвиняемого в хищении 68 млн рублей скандального режиссера Кирилла Серебренникова.
Эта позиция зачастую сочетается с восхищением западным искусством и западными свободами, степень которых при этом нередко преувеличивается, что доказывает пример попавшего в парижскую психиатрическую лечебницу акциониста Павленского.