СМИ: завершено следствие по делу о хищении 120 объектов недвижимости Москвы

Иосиф Серебряный. Будь бдительным! (фрагмент) 1930
Иосиф Серебряный. Будь бдительным! (фрагмент) 1930

Расследование уголовного дела о попытке хищения более 120 объектов недвижимости в Москве, включая 27 исторических особняков в центре города, завершил Следственный комитет России, 20 октября пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на свои источники.

Преступление было совершено более десяти лет назад. Следствие оценивает ущерб, который успели нанести фигуранты, в 2 млрд руб.

Утверждается, что заказчики преступления находятся в международном розыске. Под суд пойдут бывший помощник председателя столичного управления Росимущества Анатолия Шестерюка Сергей Алексеев, бывший председатель правления банка «Московский капитал» Виктор Крестин, безработный, бывший сотрудник правоохранительных органов Сергей Широков, а также бизнесмен Кирилл Посашков, представлявший интересы компаний, на которые оформлялись похищенные здания

Уголовное дело было возбуждено еще в 2012 году после проверки банкротства банка «Московский капитал». Банк был признан банкротом в 2009 году с долгом почти 17 млрд руб.

По версии следствия, преступники разработали схему, целью которой являлось хищение более 120 закрепленных на праве хозяйственного ведения за ФГУПами объектов недвижимости в Москве. Суть схемы состояла в неправомерном обременении объектов через кредитование «Московским капиталом» различных ООО под фиктивные поручительства этих ФГУПов.

После банкротства «Московского капитала» Агентство по страхованию вкладов начало взыскивать долги банка. Денег у заемщиков не оказалось, и к поручителям были поданы иски в Арбитражный суд Москвы и третейский суд по этим невозвратным кредитам.

Тогда было обнаружено, что ФГУПы заложили в банк более сотни объектов московской недвижимости, в том числе и памятники архитектуры. Среди заложенных объектов оказались ансамбль Рогожской ямской слободы XIX века (18 зданий на Школьной улице), дом Долгоруковых середины XVIII века (Колпачный переулок, д. 6, стр. 2), палаты XVII–XVIII веков (Кожевническая улица, д. 19, стр. 6 и д. 21, стр. 1), усадьба Нарышкина 1770-х годов постройки (улица Солянка, д. 12–14, стр. 1), усадьба Снегирева первой четверти XIX века (улица Плющиха, д. 62, стр. 2), дом Леонтьевых 1830 года постройки (Гранатный переулок, д. 4) и другие памятники.

Агентство по страхованию вкладов взыскало в общей сложности через суды около 2 млрд руб. Арбитражный суд Москвы выдал исполнительные листы, но у поручителей к тому времени не оказалось имущества, на которое можно было бы обратить взыскание.

Тогда агентство выставило права требования к ФГУПам на торги. Их скупил буквально за копейки по указанию фигурантов дела водитель ЧОП «Рей Секьюрити» Юрий Никешин, который затем переуступил эти права сейшельской компании Vergillios LMS Limited. Именно эта компания стала кредитором почти по всем долгам ФГУПов.

В ходе расследования в СИЗО были отправлены экс-глава московского управления Росимущества Шестерюк, бывший председатель правления банка «Московский капитал» Крестин и заместитель директора УК «Проект» Ольга Возняк. Их обвинили в особо крупном мошенничестве. Согласно имеющимся в деле показаниям, именно представители «Проекта» со ссылкой на Росимущество заставляли директоров ФГУПов подписывать фиктивные поручительства по кредитам «Московского капитала» под угрозой увольнения.

Организаторы предполагаемого мошенничества успели скрыться за границей и объявлены в международный розыск. Среди них были гендиректор УК «Проект» Александр Дунаев, его брат, совладелец Финансбизнесбанка Леонид Дунаев, а также бизнесмен Фарид Валеев и другие фигуранты дела. Некоторые из организаторов были задержаны в Израиле и Германии в 2014 году, но до экстрадиции дело не дошло.

В 2014 году в Симоновский райсуд были направлены три выделенных из основного дела эпизода, связанные с хищениями земельных участков с газовыми АЗС, которые, по версии следствия, совершили Шестерюк, Крестин и Возняк. Дело не дошло до приговора, поскольку на стадии прений гособвинитель ходатайствовал о возвращении дела надзорному ведомству для устранения выявленных нарушений УПК. По мнению прокурора, следствие должно было квалифицировать деяние Шестерюка как злоупотребление должностными полномочиями, а не мошенничество.

Изначально полиция так и не нашла «объективных доказательств», свидетельствующих о причастности фигурантов к хищению столичной недвижимости. Новое расследование шло еще четыре года. В итоге в деле, насчитывающем более 250 томов, поменялось практически всё. Изменились и фигуранты, и объекты хищения.

Шестерюк и Возняк, на имущество которых еще в 2018 году по ходатайству следствия был наложен арест, исчезли из фигурантов. Мосгорсуд отменил решение о наложении ареста, а Шестерюк и Возняк поменяли статус с обвиняемых на свидетелей.

В результате расследования в рамках этого дела обвинение в особо крупном мошенничестве, помимо Крестина, было предъявлено Алексееву, Широкову и Посашкову. По версии следствия, Алексеев «ввел в заблуждение относительно своих преступных намерений» не только своего начальника Шестерюка, но и практически все тогдашнее руководство московского территориального управления Росимущества», а Возняк вообще «не была осведомлена об участии в преступлении» и лишь выполняла указания своего начальника Александра Дунаева.

Широкову следствие инкриминирует участие в фальсификации договоров поручительства. Посашкову вменяется «незаконное приобретение права собственности на недвижимое имущество, принадлежащее государству». Согласно материалам дела, Посашков представлял интересы компании Vergillios LMS Limited, на которую оформлялись похищенные здания.

Новые фигуранты были задержаны в 2016–2018 годах. Все фигуранты обвиняются не только в хищении земельных участков с газовыми АЗС, но и практически всех памятников архитектуры. Общая стоимость недвижимости, которую планировалось похитить, составляет, по подсчетам следствия, более 10 млрд руб. Следствие считает, что участники преступной группы нанесли государству ущерб более чем на 2 млрд руб. В настоящее время фигуранты знакомятся с материалами дела, после чего его передадут в Генпокуратуру на утверждение.