Осташко про ложь вокруг репрессий: во всем виновато старшее поколение

Изображение: Цитата из х/ф «Отцы и дети». Реж. Авдотья Смирнова. 2008. Россия
Евгений Базаров
Евгений Базаров

Наследием старшего поколения назвал ложь о сталинских репрессиях главный редактор портала PolitRussia Руслан Осташко 31 октября в своем очередном видео на YouTube.

Осташко вновь прошелся по многократно опровергнутым либеральным мифам о «миллионах младенцев, сьеденных лично Сталиным». В частности, он процитировал Twitter-сентенцию Пятого канала, согласно которой сталинские жернова перемололи, «по разным данным», от 1 до 60 миллионов советских граждан. Эксперт легко опроверг эти цифры, сославшись на демографическую статистику СССР. В частности, он задался резонным вопросом: если к 1926 году число советских граждан достигло 147 миллионов, то откуда тогда взялся прирост в 61,7 миллиона 33 года спустя?

Осташко также напомнил, что в частном порядке русофобствующие «либералы» могут прославлять любых «жертв» сталинизма — хоть басмачей, хоть власовцев, «хоть черта лысого». Главное — перекрыть Сванидзе и присным доступ к центральным СМИ и официально отвергнуть многолетний «культ покаяния, вокруг которого накручены терабайты лжи».

В конце своей речи политолог отметил, что считает главными носителями и проводниками антисталинских мифов людей старшего поколения — диссидентов «старой закалки» и их обширную паству. Осташко уверен, что лицемерный «покаянный дискурс» сможет избыть только новое поколение.

Свою ставку на молодых эксперт связывает с тем, что они не застали времена горбачевской и ельцинской лжи. Первое, что сделает поколение 2000-х, как только придет к власти — упразднит День памяти жертв политических репрессий в СССР и уберет с Лубянской площади Соловецкий камень, считает Осташко.

Отметим, что День памяти жертв политических репрессий в современной России приходится на 30 октября. Считать эту дату скорбной исторической вехой постановил в 1991 году Борис Ельцин, возглавлявший тогда нашу страну. Ежегодные мероприятия, приуроченные к этому дню, редко обходятся без личного присутствия и комментариев первых лиц государства.

Так, 30 октября 2009 года тогдашний президент Дмитрий Медведев заявил, что сталинское руководство осознанно «уничтожало своей народ», чему «нет никакого оправдания». Прошлый же год ознаменовался торжественным открытием монумента в память о жертвах сталинских репрессий, где выступил Владимир Путин. «Политические репрессии стали… жестоким ударом по нашему народу, по его корням, культуре, самосознанию, последствия [чего] мы ощущаем до сих пор», — подчеркнул тогда глава государства.

Добавим также, что первым отечественным монументом в память о репрессированных стал Соловецкий камень, установленный на Лубянской площади Москвы весной 1990 года. Гранитный валун был доставлен по распряжению исполкома Моссовета с одного из Соловецких островов в столицу, где его торжественно водрузили на постамент неподалеку от Политехнического музея.

Комментарий редакции

Осташко отчасти прав, что вина за развал СССР лежит на тех, кто застал перестройку в сознательном и дееспособном возрасте. В конце концов, сын за отца не в ответе, и автоматически переносить родительские прегрешения на детей было бы безнравственно. Однако слова эксперта, сказанные пусть и без злого умысла, могут отозваться обострением межпоколенческой вражды, которая в последние месяцы и так разгорелась не на шутку в связи с разгулом молодежного экстремизма.

Кроме того, Осташко переоценивает сознательность «поколения Z» (людей, родившихся на стыке тысячелетий, или миллениалов — прим. ИА Красная Весна), которое сейчас принимает эстафету у «детей перестройки». Несмотря на показное недоверие к любым авторитетам, многие юноши и девушки из числа миллениалов «зомбируются» интернет-кумирами с той же легкостью, с какой их отцы и матери припадают к телеэкрану. А поскольку в блогосфере и социальных сетях тон до сих пор задавали такие же «либералы», как и условный Сванидзе, то шансов на самостоятельное прозрение у современной молодежи немного.

Больше того: если советские диссиденты были всё же людьми классической культуры, то либеральные блогеры едва ли не полностью отчуждены от нее. Клиповое сознание и «брендовое» мышление, привитое миллениалам даже не самими этими блогерами, а общей спецификой масскульта, создает у вчерашних детей иллюзию продвинутости и независимости. В лучшем случае это приводит их к аполитичному потребительству. В худшем же они прилагают к политике свои неизжитые комплексы и усвоенные из интернета «мемы», становясь легкой добычей условного Навального или переходя на экстремистские рельсы.

Конечно, и здесь виновата не столько сама молодежь, сколько те, кто погрузил ее в соответствующие регрессивные условия. В этой связи показательно сравнение миллениалов с юными нигилистами XIX века, у которых на первый взгляд немало общего. Юношей базаровской закалки родители, по выражению Д. И. Писарева, «подсаживали на своих плечах», чтобы те могли «ухватиться своими отроческими руками за нижнюю ветку древа познания». Сами же они оставались внизу, не имея сил вскарабкаться на это древо, что и порождало драматическую «разность потенциалов» между отцами и детьми. «Подсаживать» же тех, кому сейчас около 18-ти, было некому и некуда, коль скоро их родители проморгали свою советскую Родину. Поэтому «поколение Z» повисает в пустоте, из которой ему только и остается показывать «фигу» своим отцам.