В школах не хватает учителей. Исследование ОНФ удивило Минпросвещения
Недоукомплектованность учителями половины российских школ с острой нехваткой специалистов по основным предметам выявил мониторинг Общероссийского народного фронта (ОНФ), 30 июля сообщает РБК.
Эксперты ОНФ провели исследование условий труда школьных учителей, в ходе которого прошел опрос более трех тысяч педагогов из 82 регионов страны.
Опрос показал, что лишь в 52% школ есть все педагоги, в 37% наблюдается нехватка учителей по 1–3 предметам, в 8% по 4–5, а в остальных 3% — более чем по 5 предметам. Нехватку учителей математики отметили 44% опрошенных, русского языка и литературы — 30%, педагогов начальной школы — 26%. Также 39% респондентов указали на нехватку преподавателей иностранных языков.
Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина прокомментировала данные ОНФ. Она отметила проблему низкого уровня зарплат и перегрузки учителей, в том числе непедагогической работой, из-за чего некоторые уходят из школы прямо в разгар учебного года.
Депутат подчеркнула, что, в результате нехватки кадров, оставшиеся педагоги вынуждены вести непрофильные дисциплины: «Учитель истории начинает вести уроки географии, а учитель начальных классов — математику в средней школе». Также Духанина добавила, что по словам педагогов, многие из них отговаривают молодых идти на работу в школы.
В пресс-службе Минпросвещения заявили, что изучат результаты работы ОНФ и привели собственные данные, которые в корне разнятся с выводами ОНФ. По данным министерства, за последние годы ситуация с кадрами в школах улучшается, а «дефицит в кадрах в стране не превышает 1% вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах». Кроме того, в министерстве утверждают, что профессия учителя привлекает молодежь и отметили рост числа поступающих в педагогические вузы.
Напомним, согласно результатам апрельского опроса Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ о сложностях работы учителем, подавляющее большинство респондентов отметили рост сложности из-за увеличения объема отчетности и организационной работы. Также исследование показало высокую загруженность учителей (больше 60% работает сверх одной ставки, на две ставки работают 13,8%) и отметило ее рост.
Увеличение числа молодых учителей и повышение конкурса в педвузы в качестве положительной тенденции в российской системе образования уже отмечалось министром образования РФ Ольгой Васильевой в августе прошлого года.
Отметим, в Китае в качестве промежуточного решения проблемы нехватки кадров в отдаленных сельских школах запустили программу мобилизации на работу учителей-пенсионеров.